В настоящее время история повседневности как направление научного исследования пользуется особым вниманием историков и социологов. Изучение обыденных практик людей позволяет определить, как быт и образ жизни влияют на сознание конкретного индивида и на развитие истории, что и привлекает ученых в истории повседневности.
Исследование повседневности молодежи также имеет большую популярность. Причина этого заключается в том, что в XXI веке роль молодежи как активного участника экономических, политических и иных процессов резко возросла. Юноши и девушки 16–25 лет стали той категорией населения, от которой зависит процветание страны.
Изучением студенческой повседневности, в частности обыденных практик молодежи периода «оттепели», занимались многие ученые. Работа в данном направлении началась еще в 1960-е гг. Историки изучали процесс становления и развития комсомольских организаций, выявляли причины девиантного поведения молодежи[1].
В 1990-е гг. на первый план вышли исследования, направленные непосредственно на анализ образа жизни и обыденных практик студентов периода «оттепели». Одним из самых фундаментальных исследований по данному вопросу является книга В. И. Соколова «История молодежного движения России (СССР) со второй половины XIX до XXI века»[2]. Ученый акцентирует внимание на том, что система навязывала молодежи облегченные, ненаучные представления о быстром построении коммунистического общества.
В настоящее время историки рассматривают повседневность молодежи с позиции «микроистории», то есть изучают образ жизни отдельных представителей молодежи, а также молодежных групп[3]. Такой подход позволяет детально изучить все аспекты повседневности, а также проверить, имеет ли повседневность молодежи периода «оттепели» региональную специфику.
Несмотря на широкую историографию по данному вопросу, в исторической науке отсутствует подробная характеристика студенческой повседневности периода «оттепели», что препятствует пониманию тенденции развития молодежи. Помимо этого, студенческая повседневность периода «оттепели» ранее не подвергалась детальному исследованию с помощью газеты – данный исторический источник выступал лишь в качестве вспомогательного элемента источниковой базы.
В процессе исследования были изучены научные труды по источниковедению, истории высшего образования и студенчества в СССР в 1956–1964 гг. и материалы по повседневности периода «оттепели». В первую очередь были проанализированы исследования по источниковедению, в частности работы М. Н. Тихомирова и Л. Н. Пушкарева.
М. Н. Тихомиров является специалистом в области истории и культуры России X–XIX веков. В 1940 г. была опубликована его книга «Источниковедение истории СССР с древнейших времен до конца XVIII в.», которая стала первым советским учебным пособием по источниковедению. М. Н. Тихомиров разработал типовую классификацию исторических источников. В данной классификации периодическая печать относится к письменным источникам, что предполагает особую специфику работы с данными документами[4].
Другую классификацию источников – видовую – предложил Л. Н. Пушкарев, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник-консультант ИРИ РАН. Видовая классификация отдельно выделяет такой вид источников как материалы периодической печати[5]. В работе предполагается придерживаться именно такой концепции, так как она включает в себя методику работы с газетами как с историческим источником.
В ходе исследования была рассмотрена историография изучения периодической печати. Ее условно можно разделить на три периода: дореволюционный, советский и постсоветский.
В дореволюционный период всего лишь несколько ученых занимались рассмотрением истории и тематики периодической печати в России. Особого внимания заслуживают научные труды «Сборник статей по истории и статистике русской периодической печати: 1703–1903 гг.»[6] и «Самодержавие и печать в России»[7]. Также исследователи публиковали работы по смежным темам – например, по истории прессы.
Важно отметить, что в данный период проводились исследования отдельных видов периодической печати, например, сатирической печати. А. Н. Афанасьев провел масштабное изучение сатирической печати 1769–1774 гг.: его произведение вошло в историю как одно из лучших по данному вопросу, потому что ученый детально изучил тематику сатирической печати обозначенного периода[8].
В дореволюционный и в советский периоды вышли в свет работы М. С. Ольминского – литературного критика и историка литературы. Он изучал историю дореформенной печати и реформы в данной области[9].
Библиограф, академик П. П. Пекарский также внес вклад в исследование периодической печати. Он рассматривал историю печати на примере первых русских журналов («Ежемесячные известия»), попытался определить особенности периодической печати XVIII в. Примечательно, что именно П. П. Пекарский одним из первых дал характеристику роли личности в истории печати.
В целом изучение периодической печати в дореволюционный период проходило активно, учеными была изучена эволюция развития данного вида печати. Однако назвать их работы исчерпывающими нельзя, так как ученые использовали ограниченное количество методов исследования.
В советское время были написаны фундаментальные труды по истории периодической печати XVIII–XIX вв. Литературовед П. Н. Берков написал произведение «История русской журналистики XIX века». Через приму противостояния литературных изданий XVIII в. автор показывает, какие функции выполняли периодические издания Российской империи XVIII в., их роль в обществе[10].
Подробную характеристику периодической печати XVIII в. дала Л. Е. Татарина в монографии «История русской литературы и журналистики XVIII в.». Произведение ученого содержит биографий известных литераторов восемнадцатого столетия – М. В. Ломоносова, А. П. Сумарокова, Н. И. Новикова и других. При этом особое внимание Л. Е. Татарина уделяет роли публицистики в формировании общественных настроений[11].
Периодическая печать XIX века была проанализирована исследователем В. Г. Березиной. Она подробно рассматривает историю изданий, личности создателей статей[12]. Краткую характеристику периодических изданий последней трети XIX века дала Г. С. Лапшина в монографии «Русская периодическая печать 70-80-х гг. XIX века»[13]. В целом исследования периодической печати в советское время соответствовали политической идеологии Советского Союза, однако данное обстоятельство не умаляет их научной ценности, хотя и накладывает ограничения по работе с ними.
Современные исследователи также внесли вклад в изучение периодической печати. Стоит отметить труд Б. И. Есина «История русской журналистики (1703–1917)». Ученый охарактеризовал основные этапы развития периодической печати XVIII-начала XX вв