Светлана Кайдаш - Где блины, там и мы. Все любят пряники

Где блины, там и мы. Все любят пряники
Название: Где блины, там и мы. Все любят пряники
Автор:
Жанры: Детская познавательная и развивающая литература | Кулинария
Серия: Наши традиции
ISBN: Нет данных
Год: 2018
Другие книги серии "Наши традиции"
О чем книга "Где блины, там и мы. Все любят пряники"

Красочная познавательная книга о всеми любимых лакомствах – блинах, пирогах и пряниках. Часто мы даже не задумываемся об истории вещей, которые нас окружают каждый день, а ведь их жизнь полна настоящих тайн. Кто, где и когда придумал сделать из зерна муку и испечь хлеб? Или сделать тесто жидким и нажарить блинов? И почему на Руси принято поминать усопших именно блинами? А какие пряные растения кладут в пряник? Как «печатают» пряники печатные? Читатель узнает, как они появились на Руси, как называются и чем отличаются их «собратья» в других странах, какие обычаи с ними связаны.

В книге описаны традиции, связанные с празднованием на Русской земле Масленицы, свадеб и именин, рассказано, как устроена печь в русской избе, что и с чем пили и ели наши предки в давние времена, какие пироги пекли, как устраивали чаепития.

Кроме того, в книге есть несложные рецепты, с помощью которых можно приготовить блины и пряники самим.

Для среднего школьного возраста.

Бесплатно читать онлайн Где блины, там и мы. Все любят пряники


© Кайдаш-Лакшина С. Н., 2018

© Кравчук Д. М., иллюстрации, 2018

© Оформление серии. АО «Издательство «Детская литература», 2018

Где блины, там и мы

Бабушка приехала

Как все дети, я любила свою бабушку. Она жила в другом городе и приезжала к нам погостить обычно на исходе зимы. Отец всегда ездил встречать её на вокзал.

Едва бабушка входила в дом и развязывала тёплый серый платок, в который была укутана, она крепко обнимала нас с сестрой, приговаривая: «Как вы выросли!» Потом бабушка радостно сообщала: «Удалось, деточки, удалось!»

Мы с сестрой весело переглядывались, и та начинала скакать на одной ножке.

Время было тяжёлое, послевоенное, полуголодное. «Удалось» означало, что бабушка, пока жила без нас, сумела «прикопить», как она говорила, муки и масла и вот теперь привезла эти богатства к нам и будет печь для нас с сестрой блины. Каждый день!



Бабушка бережно вытаскивала из сумки бидончик, крепко увязанный, – там желтело топлёное масло. Освобождала холщовый мешочек с мукой – его торжественно провожали на кухню. Здесь теперь власть переходила в руки бабушки.

На следующий день, вернувшись из школы, уже на лестнице я слышала запах блинов. Дверь открывала сестрёнка, разрумянившаяся, в мамином фартуке до пола, и с порога выпаливала: «Печём! Иди скорее!.. Мама сказала – блины только после супа…»

И вот, наскоро проглотив тарелку супа, я сижу напротив сестры за столом, и мы за обе щеки уплетаем тонкие, все в дырочках, будто кружево, бабушкины блины. Она печёт их на двух сковородках, стоящих на керосинках. Огоньки тепло мерцают сквозь их слюдяные окошечки. Смазанные маслом из бидончика, блины восхитительно пахнут и блестят.

От бабушки мы впервые услышали и слово «Масленица». Она рассказывала, что в старину на Масленицу ели блины и утром, и днём, и вечером – и так целую неделю подряд. Мама возражала: «Детям вредно есть блины неделю подряд!» Но бабушка не уступала: «Наши деды ели блины всю Масленицу, были здоровые и добрые».

Мама спорила: «Так Масленица – одна неделя, а у вас месяц будет Масленица!» Но в конце концов мама смирялась, покорялась бабушке и не мешала нам с сестрой есть блины, даже когда Масленица давно кончилась.


Солнышко в доме

По вечерам вдвоём с сестрой мы забирались с ногами на широкий диван и укрывались пуховым бабушкиным платком. Она усаживалась рядом с вязаньем – клубок ниток и крючок, бабушка вязала скатерть, и начинались нескончаемые рассказы «про раньше».

«Расскажи, как ты была маленькая», – просили мы.

И бабушка рассказывала, как праздновали в старину Рождество, Пасху, Масленицу. Каждый праздник был особенный, и к нему приготовляли особую еду.

Масленица обычно бывала в феврале, реже – в начале марта: каждый год по-разному. Её вычисляли по церковному календарю. Все уже устали от зимы, с нетерпением ждали прихода весны. День начинал прибывать – это была весна света. Но снег лежал глубокий. И на Масленицу катались в санях-розвальнях, лошадей украшали лентами. Делали ледяные горки и скатывались с них на маленьких санках. Жгли костры, и в них сжигали всё старьё, ненужное в доме. По деревне или по улицам в городе носили соломенное чучело Масленицы на длинных шестах, при этом кричали: «Масленицу провожаем!», пели песни. Иногда устраивали крепости из снега и брали их приступом – такая была игра. Состязались в борьбе и даже драках. Когда Масленица кончалась, чучело Масленицы сжигали на костре.

Во время Масленицы из каждого дома слышался запах блинов. Их пекли все, а на ярмарках, на площадях выстраивались ряды «блинников» – торговцев блинами. Ходили к родственникам и друзьям «на блины», звали гостей к себе. Блины ели с растопленным сливочным маслом, со сметаной, творогом, мелко нарезанными крутыми яйцами, икрой красной и чёрной, всякой солёной рыбой – сёмгой, севрюгой, белугой, селёдкой. Только мяса нельзя было есть на Масленицу.

У каждой хозяйки был свой секрет приготовления блинов. Их пекли не только из муки пшеничной, но и из овсяной, гречневой, ячневой (ячменной), пекли и блины творожные. Гречневые блины называли «русскими блинами». Часто смешивали для блинов муку разную – например, пшеничную и гречневую. Как блины, так и хлеб в России пекли из заквашенного, кислого теста. Закваской служила гуща из кваса или пива – самых любимых напитков. Дрожжи стали употреблять позднее.

А вот блины без дрожжей, пресные, обычно назывались «блинцами». Их ели со сладким – вареньем, мёдом, мармеладом, истолчёнными миндальными орехами, повидлом, творогом с изюмом.



Масленица была проводами зимы, встречей весны. Прощаясь с зимой, сжигали на костре чучело Масленицы и утешались блинами.

У древних славян покойников всегда поминали блинами. После похорон близкие собирались в доме, чтобы помянуть, то есть вспомнить умершего хорошими, добрыми словами. Поэтому такое застолье называется поминками. Вот и бабушка, когда умер наш сосед, напекла для поминок целое ведро блинов.

Но и на свадьбах без блинов нельзя было обойтись, только их подавали не в начале еды, как на поминках, а в самом конце, после всех угощений.

Вот что такое блины: без них не обходились ни в радости – на свадьбе, ни в горе, когда человек умирал. Блины напоминают солнышко, которого так ждут зимой, и тем, что они круглые, и даже цветом – жёлтые.

На Руси накануне Масленицы всегда отмечали Вселенскую родительскую субботу. Все вспоминали своих умерших предков – бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек. Шли на кладбище, в церковь, зажигали свечи и молились. А начиналась Масленица с того, что блином поминали умерших.

Первый день Масленицы назывался встреча, вторник – заигрыши, среда – лакомка. В среду матери, которые выдали своих дочерей замуж, приглашали их в гости с мужьями, своими зятьями, в родной дом на блины. Это называлось ехать к тёще на блины. Четверг звали широкой Масленицей, величали «государыней», «боярыней-барыней». Это был разгул веселья, катания на лошадях и санях. Про этот день говорили так: «На горах покататься, в блинах поваляться». В пятницу устраивались тёщины вечёрки, когда уже молодые звали тёщу к себе в дом на блины, сами устраивали званое угощение. Суббота звалась золовкиными посиделками: следовало приглашать сестёр мужа на блины и одаривать их подарками.

Вот каким сложным обрядом была Масленица! Она помогала наладить отношения со всеми родными, соседями, друзьями, всех угостить, никого не забыть! Всех повеселить! Это был настоящий славянский древний карнавал.

И наконец, наступал последний день Масленицы – Прощёное воскресенье. В этот день до обеда тоже ели блины, а потом и старики, и пожилые, и молодые, и дети просили друг у друга прощения. И все охотно прощали друг друга, обнимались и целовались. Так заканчивалась Масленица…


С этой книгой читают
Сказочная повесть о непростой судьбе русского художника времён царя Ивана Грозного, об испытаниях, горестях и радостях, выпавших на его долю, об укладе городской и деревенской жизни той эпохи, о бытовавших тогда поверьях и обычаях.Для среднего школьного возраста.
Светлана Кайдаш – Старший Национальный лидер Компании «Мэри Кэй», список ее контактов превышает не одну сотню человек, ее время расписано по минутам, она живет на два дома: в Москве и Краснодаре, она путешествует по всему миру и может подарить себе поездку в Японию на день рождения. Она счастлива, когда проводит деловые семинары и встречи, когда помогает людям в развитии их бизнеса, когда летает в те города, где ее ждут единомышленники, когда бер
Маленькая повесть о жизни мальчика – первый эпизод: от четырёх до семи. 1936-43 г.г. До войны в селе Пришиб и городе Калаче, во время войны – в городе Новохопёрске, в оккупации в Сталиногорске и деревне Юдино, после освобождения – в Сталиногорске.Иллюстрации авторские.
В истории человечества нет книги важнее, чем Библия. Она не только учитель христианской веры, она – основа всей западной культуры. Открой для себя мир Библии, который важен и близок для нас и сегодня. В это богато иллюстрированное издание вошли основные сюжеты из Евангелия.Для среднего и старшего школьного возраста.
Мифы Древней Греции рассказывают о великих героях, которые умели достигать своих целей, невзирая на козни недругов и даже недоброжелательство богов. Они были бесстрашны и сильны, они умели защитить слабого и восстановить справедливость. Геракл, Персей, Орфей – прочти об их подвигах и посмотри, какими увидел их художник.По книге Н. Куна.Для среднего и старшего школьного возраста.
В давние-предавние времена на территории нынешней Дании существовали озера, считавшиеся священными. Жители тех мест, тогда еще язычники, в качестве жертв своим богам бросали в эти озера домашнюю утварь, одежду, оружие. Постепенно озера превратились в торфяные болота, и жертвоприношения оказались надежно «законсервированными» в толще торфа.Уже в наше время археологи раскопали их. Можно представить радость ученых, когда они извлекли со дна болот пр
Синцов не хотел ехать в Гривск, он вообще никуда не хотел ехать летом. Лето – время лени, безделья, компьютерных игр и иногда книжек, в общем, мечта предыдущих девяти месяцев. Но не в этот раз. А в этот раз лето – испытание на силу воли и твердость, устойчивость к лишениям, что значит – гостить у бабушки в провинциальном городке, без ноутбука и интернета. И как пережить эти мрачные обстоятельства, Синцову совершенно непонятно. Однако у Гривска ок
Жестокое убийство Ольги Яропольцевой всколыхнуло общественность. Главный подозреваемый – Максим, муж убитой, ветеран спецподразделений. Оставив на месте преступления поддельный паспорт, он скрылся. Поиск преступника поручен полковникам МУРа Гурову и Крячко. Внимательно изучив обстоятельства дела, опытные сыщики пришли к выводу: Яропольцев жену не убивал, кому-то было выгодно его подставить. Оперативники начинают проверку последнего места работы М
Все начинается с эмоций. Без них невозможно общаться с другими людьми, понимать самих себя и происходящее вокруг. Кроме этого, эмоции являются своеобразной психической энергией, которая запускает любое наше действие. Без переживаний нам трудно вставать утром с кровати, начинать работать или учиться. Потому что эмоции позволяют осознавать свои желания и дают силы для их исполнения.В своей практике я часто сталкиваюсь с клиентами, у которых множест
Это живая и яркая история девушки, которая победила повышенную тревожность и стала ценить жизнь. Стресс, напряжение и поиски себя – из-за них автор книги оказалась на столе хирурга… И у нее произошла смена ценностных ориентиров.Юлия не дает обещаний и не предлагает волшебную таблетку, а просто честно делится собственным опытом. Вы окунетесь в эмоции обыкновенного человека, испытывающего трудности и неуверенность в себе, и на примере этой личной и