Гийом Ле Метайе по прозвищу Рошамбо
Новый, 32 выпуск серии «За Бога и Короля» посвящен Гийому Ле Метайе по прозвищу Рошамбо. Католический священник, сын пахаря, он лично не брал в руки оружия и не принимал участия в сражениях, только руководил ими, возглавляя дивизию, Ла Шапель-о-Рибуль в Королевской и Католической Армии Мена Анжу и Верхней Бретани. Умело уходя из республиканских засад, не ночуя никогда дважды в одном месте. Гийом все же был пойман и арестован шестью жандармами, притворившимися эмигрантами, прибывшими с поручением от Короля, и после революционного суда казнен 26 июля 1798. На момент смерти ему было всего 34 года.
Можно даже и не говорить, что его имя даже не почти, а фактически не известно в России, и в русскоязычном интернете на момент написания этой книги о Гийоме ничего не было, мало того, до нас даже не дошло ни одного портрета героя.
Не стоит путать Гийома Ле Метайе, взявшего прозвище Рошамбо, с маршалом Франции (с 28 декабря 1791 года) Жан Батистом Донасьеном де Вимё, графом де Рошамбо, которому поставлен памятник в Лафайет-сквер в столице США в Вашингтоне как герою войны за независимость, биография последнего в России известна и в интернете есть достаточно материала на русском языке, включая статью в Википедии.
Ситуация не удивительная и можно сказать довольно характерная, для её преодоления мною и затеян цикл книг « Герои Вандеи и Шуанерии. За Бога и Короля».
Итак, я начинаю свой рассказ.
В день Святого Николая, 6 декабря 1763 года в Рибае (департамент Майен) в семье пахаря Рене Ле Метайе, родился мальчик, названный в святом крещении Гийомом. Гийом был третьим сыном Рене, первенец, названный по бретонской традиции в честь отца, Рене, родился 4 июня 1760 года, второй сын. Пьер, 29 декабря 1761 года.
Вскоре после рождения сына, семья Ле Метайе переехала в деревню Ла Менагер (la Ménagerie, что в переводе с французского означает «зверинец», есть даже такой зоопарк «la Ménagerie» в Париже, открытый в 1794 году) в приходе Шапель-о-Рибуль.
Семья была довольно религиозна, в «житиях святых» о таких пишут как о «благочестивых» семьях, и поэтому не удивительно, что маленький Гийом захотел стать священником. Окончив приходскую школу, он продолжил обучение в Домфроне (департамент Орн, Нормандия), а потом в Ле-Мане (административный центр департамента Сарт).
В декабре 1788 года Гийом Ле Метайе принимает постриг, оставаясь при этом при семинарии Ле-Мана (что была основана, кстати, в 1601 году).
24 января 1789 года вышел королевский указ о созыве Генеральных Штатов и регламенте выборов, первому и второму сословию предоставлялось право избрать по 300 депутатов из своей среды, третьему сословию-600.
5 мая 1789 года, в зале дворца «Малые забавы» в Версале, состоялось торжественное открытие Генеральных Штатов, а уже 14 июля 1789 года ознаменовалось «официальным» началом французской революции и взятием Бастилии, с восторгом встреченным «прогрессивной общественностью».
Стоит отметить, что благодаря патриархальным нравам и удаленности Бретани и Вандеи от Парижа, революция была поначалу воспринята как своеобразная цепь реформ, направленная на укрепление государства (аналог нашей «перестройки»), которая не несет ничего антихристианского и антимонархического.
Свобода слова, печати, свобода гражданская и политическая, равенство всех перед законом, равное налогообложение, и при этом за католичеством сохранен статус государственной религии, а во главе государства -Король! Что здесь плохого?!
В своих наказах к Учредительному Собранию (,Assemblée constituante de 1789), крестьяне пишут об улучшении материального положения приходских священников.
Но вот уже 2 ноября 1789 года, Национальным Собранием было национализировано церковное имущество, однако при этом государство брало на себя обязанности по обеспечению расходов по отправлению культа, содержанию причта и вспомоществованию бедных.
15 января 1790 года было принято новое административное деление Франции на департаменты, дистрикты, кантоны и коммуны. Провинция Бретань перестала существовать, а на её месте появилось пять департаментов: Кот дю Нор (современный Кот-д’Армор), Финистер, Иль и Вилен, Нижняя Луара (сейчас Атлантическая Луара), Кот дю Сюд (ныне Морбиан).
Декретом от 19 февраля 1790 года Собрание запретило уход в монастырь, запретило все монашеские ордена и конгрегации. 27 марта 1790 года Римский Папа выступил против церковной политики Национального Собрания. В ответ Собрание приняло 12 июля 1790 года «гражданскую конституцию духовенства», что полностью реформировала французскую церковь и в значительной мере ущемляла права духовенства. Старое деление Франции на 18 архиепископств и 116 епископств заменялось делением на 83 диоцеза совпадавших с административным делением на департаменты. Епископы должны были выбираться теми же лицами, что и депутаты и департаментская администрация, а приходские священники, лицами, выбиравшими местную администрацию, причем закон не требовал, что бы избиратели были католиками. Ну и главное, гражданская присяга духовенства.
27 ноября 1790 года была выработана форма присяги, которую должны были приносить все духовные лица, присяги на верность и повиновение гражданской конституции.
Отсюда пошел раскол во французской католической церкви. По сути, произошла очередная «реформация». Из компетенции церкви были изъяты такие функции, как регистрации рождений, смертей и браков. Признавался только гражданский брак, заключенный в мэрии. Были упразднены все церковные саны, кроме епископа и кюре, причем, теперь это были выборные должности. Отменялось обязательное утверждение французских епископов Папой Римским. Было так же упразднено множество епархий и приходов, в Бретани упразднили 4 епархии из 9. Низшее духовенство, поначалу приветствовавшее революцию, отвернулось от неё.
Многие священники отказались присягать конституции. Тем самым поставив себя вне закона, в Бретани это от 70 до 90% клира. В Ванне, Ла Рош-Берне, Жосселине и Оре все 90%. Они были изгоняемы с приходов и лишались государственного жалования, которое им было положено по декрету от 29 ноября 1791 года.
Но при этом нашлось семь епископов, среди которых знаменитый Талейран, что подписали и одобрили присягу.
Закон от 27 ноября 1790 года говорить о необходимости преследования «как нарушителей общественного порядка» не присягнувших священников. Постановление же от 19 июня 1791 годы уже обязывало под страхом отставки и суда общественным обвинителям преследовать не присягнувших священников! И « не присягнувшие» служили мессу в лесу, тайком, как первые христиане. Население, как правило, привязанное к старым священникам, обращалось только к ним, ходило на тайные мессы и не признавало «обновленцев», священников принесших присягу.