Неделя выдалась дождливой, и лишь в субботу, когда солнце согрело городской асфальт, Лидия Ивановна отправилась на дачу. Она проводила там все лето, оставляя внуков с родителями наедине.
– Мама, зачем тебе нагружать поясницу? Брось ты эту дачу, – говорила ей дочь.
– Конечно-конечно, брошу, – скороговоркой отвечала Лидия Ивановна и тут же спрашивала: – Помидорки да варенье в этом году есть не будем?
– Будем. Как же без них? – обычно вздыхала в ответ Олеся и закрывала дверь за мамой.
В эту субботу прозвучали те же самые слова, после которых последовали часовая тряска на пригородной электричке и долгая дорога пешком от станции до дачи. Такое испытание терпения и выносливости не нравилось Лидии Ивановне, но другого способа попасть на дачу не существовало. Часто она оставалась ночевать в доме на участке и временами, когда посадкам требовался ежедневный полив, жила неделю-другую, не возвращаясь в город.
Лидия Ивановна чувствовала себя свободной женщиной, когда наступало лето, и очень любила возиться в огороде. На аккуратных грядках росли морковь, редиска, горох и разносортная зелень. Вокруг дома и вдоль дорожки цвели бордовые розы, нежно-розовые пушистые пионы, мелкие ароматные цветы гипсофилы и апельсиновая настурция. Лидия Ивановна не оставляла растения без внимания: поливала, удобряла и полола все шесть соток земли. Лишь в дождливые недели она оставалась в городе.
Лидия Ивановна вошла в ворота и осмотрела владения. После долгого ее отсутствия грядки поросли сорняками. С роз облетели лепестки, голые после дождя ветки ждали, что их обрежут, и пришло время окучивать картофель, который занимал целую треть огорода. К заботам добавилась еще одна – на его листве снова появились колорадские жуки.
Впервые эти непрошенные гости пожаловали, пока Лидия Ивановна воспитывала внуков на дождливой неделе в начале лета. Она лишь руками всплеснула, когда увидела полосатых вредителей, принялась собирать их в литровую банку и собрала почти полную. Залила водой, насыпала соды и вдобавок влила немного средства для чистки сантехники, чтобы наверняка погубить этих гадких насекомых. Она крепко-накрепко закрутила крышку, и наутро жуки перестали шевелиться в банке, а Лидия Ивановна взяла на заметку этот рецепт.
В этот раз она решила действовать точно так же. Не переодеваясь, бросила сумку на скамью в летней кухне, схватила пол-литровую банку и пошла на участок, засаженный картофелем, где каждый куст был обсыпан колорадским жуком. Их она увидела издалека – пестрые точки на свежей зелени огорода.
Лидия Ивановна подошла ближе и наклонилась, чтобы рассмотреть насекомых. Зрение уже было не такое острое, как раньше: вблизи жуки как бы размазывались по листу, издали их было лучше видно, но тогда не ухватить. Она сходила к сумке за очками и, подойдя ближе, наконец разглядела жука, сидящего на соцветии самого крайнего картофельного куста. Насекомое раскрыло полосатые надкрылья, взмыло вверх и уселось точно на нос Лидии Ивановне. Она взвизгнула, смахнула колорадского жука с носа и, глядя на картофельную листву, пригрозила: «Я тут вас всех сейчас замочу!»