Фотограф Дмитрий Александрович Князев
© Яков Гросс, 2018
© Дмитрий Александрович Князев, фотографии, 2018
ISBN 978-5-4493-6205-6
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Азотное отравление, азотный наркоз, глубинная болезнь – наркотическое действие азота на центральную нервную систему (угнетение высших функций головного мозга) …, вызывает способность совершать нелепые, не соответствующие обстановке (неадекватные) поступки…
Википедия
Пробка растянулась на несколько километров. Осеннее сентябрьское солнце радовало мягким светом и теплом настоящего бабьего лета. Трава еще не пожухла, о смене времени года напоминали только золотистые искры желто-оранжевых листьев в до сей поры ярко-зеленых кронах придорожных берез. Легкая дымка вилась вдалеке над скошенным полем, еле заметная в просветах деревьев.
Сегодня я никуда не спешил. Совещание, которое по моей просьбе назначил наш главный креативщик Антон, должно начаться только через три часа. Навигатор говорит, что ехать, несмотря на пробку, всего час. Так что успею еще до начала встречи заняться текущими делами – графиком выполнения очередного контракта, претензиями налоговой, внедрением новой системы управления компанией. Я ведь не просто владелец рекламного агентства «Нантел Арт», но и генеральный директор. И требовать, как владелец компании, вынужден в первую очередь с себя самого.
Машины двигались медленно, с короткими остановками. Особо нетерпеливые переезжали из ряда в ряд, пытаясь выиграть секунды. Большинство двигалось спокойно, перестраиваясь только для объезда стоящих в ожидании поворота. Вялотекущий трафик убаюкивал. Хорошо еще по радио передавали финансовые новости и ведущие время от времени возбужденно вскрикивали, комментируя последние события на биржах.
По грунтовой обочине пролетела вазовская пятерка, оставляя плотную завесу пыли. Всегда находится какой-нибудь… нехороший человек. Как-то подвозил гаишника, так он назвал таких провокаторами. Один проедет – за ним обязательно еще кто-то пристроится.
Неожиданно идущий передо мной минивэн резко затормозил и остановился. Только быстрота реакции спасла меня от столкновения. Выпустив вздох облегчения, стал выяснять причину. Причина оказалась предельно простой. Из облака пыли, поднятой чемпионом обочины, справа перед минивэном вынырнула малолитражка и попыталась влезть в ряд перед ним. Попытку можно было засчитать, ведь никто не пострадал, а дверь заменят и будет как новая. Хозяйка маленькой машинки кое-как выбралась через левую дверь и в растерянности смотрела то на потерявшую лаковый глянец и зеркальный блеск кузовную деталь, то на минивэн, который, судя по выражению лица, она ну никак не ожидала увидеть на этом месте.
Что можно сказать? Бывает на дороге и не такое увидишь. Но то ли погода уж очень напоминала прошлый август, то ли происшествие породило ассоциации, или может быть все вместе, а только события прошлогоднего лета возникли перед моими глазами с удивительной ясностью…
В тот день нашему рекламному агентству «Нантел Арт» предстояло выполнить несколько безотлагательных действий. Вчера мы отмечали успех, к которому стремились последние несколько лет. Мы выиграли конкурс на исполнение госконтракта, округленная сумма которого приближалась к двумстам миллионам рублей! Для нас это была большая удача. На протяжении последних лет мы неоднократно становились победителями в конкурсах и тендерах. Побеждали и в торгах на госзаказы, но никогда раньше не получали возможность заключить договор с государственным заказчиком на столь значительную сумму.
В этот раз мы самым тщательным образом готовили документы на конкурс, неоднократно взвешивали свои возможности, прикидывали, какое снижение цены контракта могут предложить конкуренты. Но сам конкурс прошел на удивление легко. Основных конкурентов конкурсная комиссия не допустила к участию в торгах по различным формальным причинам, а две оставшиеся небольшие фирмы с однотипными названиями «Печора-РА» и «Ангара-РА» проиграли конкурс по всем параметрам. Вчера мы весь вечер принимали поздравления от коллег, праздновали свою победу в конкурсе, обсуждали, как организуем выполнение работ и сколько это принесет дивидендов.
Правда, меня удивил один звонок. Сначала женский голос, принадлежащий, по-видимому, секретарю попросил меня подождать у телефона. Потом мужской баритон, не поздоровавшись и не представившись, предложил передать исполнение контракта другой компании, а себе, как выразился говоривший, оставить один процент за труды по оформлению документов.
– Подумайте, сказал баритон, – у вас останется около двух миллионов без каких-либо усилий. Мы даже госконтракт за вас подготовим и с банковской гарантией поможем. У вас ведь нет свободных двадцати миллионов рублей.
– Ну, госконтракт мы уже и так подготовили, так что не обессудьте, и выполнять его тоже намерены сами, – ответил я.
– И все же подумайте, телефон мой у вас определился? Да? Ну, вот и хорошо. Как надумаете, сразу звоните. Только думайте не слишком долго. Часа два, надеюсь, хватит, – и повесил трубку.
Вот ведь шутки дурацкие. Кто-то из коллег решил разыграть, что ли? Но долго обдумывать неожиданный разговор не дали. Мой заместитель Сережа Пименов принес на подпись документы, еще надо было решить вопрос с банковской гарантией исполнения заказа. У нас на счете не было требуемой суммы и надо было договориться с каким-нибудь банком о предоставлении необходимой гарантии под залог имущества. Хорошо еще, что на этот случай у нас в собственности было помещение нашего офиса, выкупленное лет десять назад после выполнения одного удачного заказа. Тогда оно стоило недорого, а сейчас под него можно было оформить гарантию банка на интересующую нас сумму.
С Сергеем, считаю, мне очень повезло. Познакомился с ним семь лет назад в дайвинг-центре в Крыму. Он как и я был дайвером со стажем. Погружался и на Красном море, и на Карибах, и даже на Сайпане, одном из островов Марианского архипелага.
Для меня это была первая поездка в Крым для дайвинга. Раньше отдыхал на полуострове только как обычный турист. Был просто пленен неповторимой природой этих дивных мест. Бирюзовое море, изумрудные горы, лазурное небо манили первозданной красотой и очарованием. Бахчисарай, Ялта, Феодосия, Судак и много других замечательных приморских и горных поселений оставили о себе трогательные воспоминания. А радушие и гостеприимство крымчан, незабываемая татарская кухня и по сей день вызывают обостренное чувство аппетита только от одной мысли о придорожных кафе и ресторанах. И очень хотел понырять у легендарного Тарханкута, где снимали Пиратов ХХ века.