1.1. Предпосылки создания ГНИОММ
Открытие многочисленных учреждений системы охраны материнства и младенчества (ОММ) в результате широко развернувшейся в первые годы Советской власти деятельности Отдела ОММ Народного комиссариата здравоохранения РСФСР, отсутствие специалистов по раннему детству, а также научных основ по изучению раннего детского возраста требовало значительного количества квалифицированных медицинских кадров. Однако в университетах отсутствовала подготовка врачей в области охраны здоровья детей раннего возраста. Такая же ситуация сложилась с подготовкой среднего медперсонала. Научные работы по изучению ребенка раннего возраста стали необходимыми для разрешения целого ряда важнейших социальных проблем, и прежде всего снижения детской смертности. В связи с этим особенно остро стояла проблема научной разработки вопросов вскармливания ребенка раннего возраста, ухода за ним, проведения лечебно-профилактических мероприятий, гигиены матери во время беременности, родов и послеродового периода, организации родовспоможения. Все эти требования заставили Отдел ОММ выступить с проектом создания специального Института ОММ, который был рассмотрен и одобрен Ученым медицинским советом Наркомздрава 7 октября 1921 г. [1].
Учреждением, в котором существовали предпосылки для создания подобного рода института, являлся Дом охраны младенца (ДОМ) [2]. За короткий период функционирования с 1918 по 1922 г. ДОМ вырос в новое заведение, ставшее одним из показательных учреждений Наркомздрава (НКЗ). Из учреждения Московского подотдела ОММ, предназначенного первоначально для выполнения функций по призрению подкидышей и сирот в раннем возрасте, ДОМ трансформировался в лечебно-профилактическое учреждение. В ДОМе изменился характер работы: сократили число поступающих в него младенцев, открыли отделения для здоровых и больных детей, клинику для тяжелобольных детей, лабораторно-диагностические подразделения, соответствовавшие современным для того времени научным запросам и практическим требованиям, консультацию для детей раннего возраста, молочную кухню. ДОМ стал единственным в Советской России центром, где началась разработка различных научных направлений по исследованию физиологии и патологии ребенка раннего возраста, его психологии, воспитания и педагогики, а также изучение вскармливания и новейших методов лечения, социальных вопросов, влияющих на организм матери и ребенка [3].
На конференциях врачей и совещаниях научных работников проводилась работа по совершенствованию организационных форм деятельности в учреждении, повышению качества составления историй развития здоровых детей и историй болезни. ДОМ внес лепту в решение одной из главных проблем, препятствовавших развитию государственной системы ОММ, – сократил дефицит квалифицированных медицинских кадров. В этом учреждении проводилась серьезная работа по подготовке высшего и среднего персонала, специализировавшегося по раннему детскому возрасту.
ДОМ имел все данные для того, чтобы стать научно-учебным заведением, поскольку в нем функционировали клинические отделения, лаборатории и достаточно высококвалифицированный постоянный персонал. «Требовалось только учреждение и переустройство некоторых отделений и лабораторий для научных работ Института, что и было выполнено…»[1].
Г. Н. Сперанский писал, что в течение нескольких лет ДОМ стал центральным учреждением, куда приезжали врачи с целью изучения новейших научных достижений в области физиологии и патологии раннего возраста и знакомства с работой учреждений по уходу за ребенком: «Этот наплыв врачей, а с другой стороны – назревшая потребность в планомерной подготовке врачей для учреждений по раннему возрасту и повышение квалификации врачей, уже работающих в таких учреждениях, поставили Отдел ОММ Наркомата здравоохранения перед необходимостью создать из Дома Охраны Младенца специализированный научный институт для указанных целей, так как он обладал всеми данными для этого»