Дэвид Макрейни - И все-таки она плоская! Удивительная наука о том как меняются убеждения, верования и мнения

И все-таки она плоская! Удивительная наука о том как меняются убеждения, верования и мнения
Название: И все-таки она плоская! Удивительная наука о том как меняются убеждения, верования и мнения
Автор:
Жанры: Саморазвитие / личностный рост | О психологии популярно | Состояния и явления психики | Зарубежная психология
Серия: New Psychology
ISBN: Нет данных
Год: 2024
О чем книга "И все-таки она плоская! Удивительная наука о том как меняются убеждения, верования и мнения"

Вы сталкивались с людьми, которые упрямо верят в сомнительные теории, противоречащие здравому смыслу? Попадали в ситуации, когда самые убедительные аргументы оказываются бессильны? Исследователь психологии и автор бестселлеров Дэвид Макрейни объясняет, какие механизмы сознания формируют стойкость убеждений и почему сложно изменить свою точку зрения или мнение оппонента. Герои этой книги – политические агитаторы, религиозные сектанты и конспирологи. Автор исследует, как наш мозг обрабатывает информацию и при каких условиях пересмотр взглядов возможен. Это увлекательное исследование даст вам инструменты, чтобы донести свою точку зрения и повлиять на умы других, неважно, идет речь об одном человеке или миллионах. Приготовьтесь к захватывающему путешествию в мир психологии убеждения!

Бесплатно читать онлайн И все-таки она плоская! Удивительная наука о том как меняются убеждения, верования и мнения


David McRaney

How Minds Change: The Surprising Science of Belief, Opinion, and Persuasion


© 2022 by David McRaney

© Хафизова Р., перевод на русский язык, 2023

© ООО «Издательство АСТ», 2024

* * *

Памяти Блейка Паркера

Спасибо за то, что у единственного ребенка в семье появился брат – источник моих бесконечных историй, и за ценные уроки о том, как перехитрить Вселенную.


Введение

Мы с вами отправляемся в путь, на протяжении которого будем изучать, как формируется и меняется наше мышление. К концу этого пути вы научитесь не только переубеждать других людей, но и менять свои собственные убеждения. По крайней мере, я на это надеюсь, потому что и сам научился делать это, что помогло мне достичь успеха в разных сферах жизни.

Я написал две книги о когнитивных искажениях и логических ошибках, а затем на протяжении нескольких лет вел подкаст на эти темы и был полон скепсиса по поводу изменения мышления, что, возможно, сейчас чувствуете и вы. На сцене ли, с микрофоном в руках или в статьях я часто повторял, что нет смысла пытаться изменить точку зрения людей в вопросах, касающихся политики, различных предрассудков или теорий заговора, а уж тем более – если предмет спора сочетает в себе три этих темы.

Вспомните последний случай, когда вы пытались изменить чью-то точку зрения. У вас получилось? Благодаря интернету у нас больше, чем когда-либо прежде, возможностей соприкоснуться с людьми, у которых другая точка зрения в интересующих нас вопросах. Поэтому не исключено, что вы недавно спорили с кем-то, имеющим иное, чем у вас, мнение. И я уверен, что этот человек не изменил свою точку зрения даже тогда, когда вы, как вам казалось, предоставили ему очевидные доказательства его неправоты. Скорее всего, этот человек, поспорив с вами, не только разозлился, но и еще больше уверовал в свою правоту и вашу неправоту.

Я вырос в Миссисипи, и, как и для многих представителей моего поколения, такого рода споры были частью нашей повседневной жизни задолго до того, как интернет познакомил нас с внешним миром, наполненным разногласиями. В то время герои фильмов и телепередач постоянно выражали мнения, противоречившие всему тому, что мы слышали от взрослых: о том, что Юг снова восстанет, что свободная любовь – грех, а эволюция – всего лишь теория. Наши семьи словно застряли в другой эпохе. Шла ли речь о каком-то научном факте, о нормах, принятых в социуме, или о политической позиции, – то, что было для моих друзей очевидным, неизменно приводило к спорам в наших семьях, особенно во время разных семейных торжеств. В итоге большинство из нас просто перестали спорить. Не было никакого смысла пытаться изменить точку зрения других людей.

Мы становились циниками не только теоретически. Живя в Библейском поясе[1], каждый из нас вынужден был время от времени нарушать какие-то общепринятые правила.

Например, однажды я оказался свидетелем сцены, когда мой отец довольно жестко осадил человека, досаждавшего моему дяде, владевшему цветочным магазином. При этом отцу даже не пришлось просить меня, чтобы я сохранил происшедшее в секрете. Я и сам знал, что нужно помалкивать о случившемся, – и мы оба никому не обмолвились ни словом.

Я был фанатом науки, и мой цинизм лишь стал крепче, когда я начал работать в местных газетах, а потом и на местном телевидении. В тот период в нашу жизнь как раз вошли социальные сети. До того как стать научным журналистом, я работал на WDAM-TV в Эллисвилле, штат Миссисипи, и в мои обязанности входило модерирование страницы новостей. Годами я ежедневно проводил часть дня, читая обескураживающие комментарии разгневанных зрителей, угрожающих бойкотировать телеканал всякий раз после выхода очередной научной передачи, которая не соответствовала их мировоззрению.

Я понял, насколько далеко зрители могут зайти в своем гневе, когда однажды наш метеоролог в прямом эфире сказал, что изменение климата – это реальность, и связано оно скорее всего с выбросом углекислого газа в результате деятельности человека. Я поделился ссылками от экспертов на официальной странице канала в социальной сети. Тут же мне в ответ хлынул шквал гневных комментариев. Как и многие люди, я думал, что факты скажут сами за себя, но множество разгневанных зрителей начали присылать свои собственные ссылки в ответ на мои, и я провел весь день за нескончаемой проверкой фактов. На следующий день какой-то мужчина начал требовать у моего коллеги из новостной бригады, чтобы тот сказал, как зовут человека, ведущего страницу в социальной сети. Коллега назвал ему мое имя, после чего этот мужчина быстро приехал на телеканал и потребовал позвать меня. Почувствовав потенциальную опасность, секретарь позвонила в полицию. Разгневанный зритель уехал до приезда полицейских, но несмотря на то, что они до конца недели дополнительно патрулировали нашу территорию, я еще долго оглядывался при входе и выходе из здания.

Работая на телеканале, я заинтересовался психологией происходящего и начал вести блог на эту тему. В результате чего написал несколько книг, прочитал множество лекций по всему миру и начал новую карьеру. Чтобы разобраться, какими способами люди отказываются принимать факты или понимать другого человека, я запустил подкаст под названием You Are Not So Smart («Не такой уж ты умный») и выбрал психологию мотивированных рассуждений в качестве своего направления в научной журналистике. Я объяснял людям, что нет смысла пытаться изменить чужую точку зрения, и неплохо этим зарабатывал.

Но все же мне никогда не нравился такой пессимизм, особенно после того, как я стал свидетелем внезапного изменения отношения к традиционным семейным ценностям в Соединенных Штатах. Этот сдвиг в сознании в конце концов достиг моего родного города, и многие мои друзья и знакомые перестали скрывать, что выбирают свободную любовь вместо привычного брака. Когда мнение большинства изменилось, разногласия просто испарились. Всего несколько лет назад я ежедневно модерировал споры о том, что свободные отношения разрушат Америку и семейные ценности. Стало очевидно, что люди могут изменить свое мнение. И очень быстро. Так какой тогда был смысл спорить?

Я искал специалиста, способного ответить на вопрос, который раньше мне не приходило в голову задать и который теперь не давал мне покоя: почему мы спорим? Какую цель при этом преследуем? Все эти перепалки в интернете помогают нам или вредят?

В качестве гостя я пригласил в свой подкаст знаменитого когнитивиста Хьюго Мерсье, специалиста по человеческому мышлению и аргументации. Он объяснил, что через конфликт люди постепенно научились приходить к согласию, например, в отношении какого-либо факта – считать его хорошим или плохим, или того, что съесть на ужин. Группы, которые лучше справлялись с достижением согласия через выдвижение и оценку доводов, легче достигали общих целей и могли просуществовать дольше тех, кто этого не делал. В итоге у нас развилась психическая особенность, заставляющая убеждать других людей в нашей правоте, когда считаем, что наша группа заблуждается.


С этой книгой читают
«Иногда для существенной личной эволюции необходима оплеуха», – говорит коуч и автор бестселлеров New York Times Марта Бек. Эта книга заставит вас не только пересмотреть свою жизнь, но и сделать ее такой, какой она должна быть.Мы с рождения обречены на внутренний раскол, потому что требования культуры противоречат зову человеческой природы. Однако все можно изменить: перестать предавать себя, стать более честными с собой и другими, испытать эйфор
Психологическое насилие не оставляет синяков. Но невидимые раны могут навсегда остаться в душе жертвы. Понять, что вы оказались в нездоровых отношениях, и защититься от их разрушительных последствий бывает непросто.Шеннон Томас – автор международных бестселлеров, эксперт в работе с жертвами психологического насилия – расскажет о признаках, механизмах и уловках психологического абьюза, а также познакомит с шестью этапами восстановления после токси
Внутри любых отношений рано или поздно возникают конфликты. Неосознаваемые до конца причины недовольства накаляют обстановку, приводят к повторяющимся ссорам и порой – к расставанию. Перед вами книга о типичных трудностях, с которыми сталкивается каждая пара, и путях их преодоления.Каждая из 52 глав посвящена одной из универсальных тем: забота о себе, общение, карьера, секс, жизненные ценности – и все они выстроены от простого к сложному. Работая
Если вы часто испытываете беспокойство, склонны ожидать худшего, накручивая себя «а что, если…», страдаете от высокой тревожности или панических атак, то вы лучше других знаете, как изнурительны эти состояния!Клинический психолог Джилл Уэбер, международный специалист по работе с тревожными расстройствами, предлагает простые, но эффективные техники, которые позволят справиться даже с самыми острыми симптомами тревоги. Психологические инструменты,
В данной работе рассказывается об одной из главных человеческих добродетелей в системе классических ценностей бытия. Самоотверженность обычно встречается у добродетельного и одухотворенного, зрелого и самодостаточного, интеллигентного и достойного человека. Автор стремится описать это явление с психологической, философской и духовной точки зрения. Планируется внести это качество в большой «Этико-психологический словарь» (4-6-томник). Для большинс
Данное понятие включено в книгу «Творческая личность», планируется размещение в «Этико-психологическом словаре» (4-6-томник). Описание этого качества идет с интеллектуальной и психологической, философской и духовной точки зрения. Особое значение это качество имеет для человека, стремящегося сознательно и целенаправленно заниматься развитием своей личности, реализуя программу самовоспитания и самосовершенствования. Данное свойство личности очень т
Данное понятие включено в книгу «Творческая личность», планируется размещение в «Этико-психологическом словаре» (4-6-томник). Описание этого качества идет с интеллектуальной и психологической, философской и духовной точки зрения. Особое значение это качество имеет для человека, стремящегося сознательно и целенаправленно заниматься развитием своей личности, реализуя программу самовоспитания и самосовершенствования. Конечно, это качество является н
Описание этого качества идет с интеллектуальной и психологической, философской и духовной точки зрения. Особое значение это качество имеет для человека, стремящегося сознательно и целенаправленно заниматься развитием своей личности, реализуя программу самовоспитания и самосовершенствования. Такое свойство ума обычно присуще добродетельному и достойному, зрелому и самодостаточному человеку. Данное качество входит в систему классических ценностей ч
Во второй части книги «Сказки про Мика» события, происходящие с мышатами Миком и Силом, развиваются ещё интереснее. С невольной подачи их подружки, белочки Бии, они отправляются в путешествие, в котором знакомятся со своим «соплеменником» по имени Хрустик, живущим, в отличие от них, в домашних условиях, некими Стражами и другими представителями животного мира в самых разных и неожиданных местах и не успевают удивляться разнообразию мест и их обит
Пандемия коронавируса стала «последней соломинкой», которая приведет к изменению мирового порядка. Кризис 2020 года стал катализатором этих процессов. В книге говорится об однополюсном мире: США и все остальные. Такая модель отношений между государствами началась после окончания холодной войны и провалилась вместе с идеей «американской мечты»: иллюзорным шансом стать успешным и богатым. Корпорации США не нуждаются в государстве, они не учитывают
Над мегаполисом сгущаются тучи. Душно, и кажется, вот-вот перехватит дыхание. Но дождь не всегда приносит облегчение. Весь вечер за окном – сплошная стена воды и огненные всполохи молний. Лишь перед самым закатом вдалеке показываются полоска синего неба и луч вечернего солнца. Как верный признак того, что жизнь продолжается даже после беспощадной грозы.
Короткий тревел-рассказ о местах в Екатеринбурге и Свердловской области. Тревел-рассказ о месте, о котором обычно не пишут в путеводителях.