Иерихон (по-древнееврейски – лунный город; греческое название – Гиерикунт, современное – Эриха) – один из древнейших городов в мире, на месте поселения, первое городище возникло здесь еще в 7-м тысячелетии до н. э. близ устья реки Иордан. Город был перекрёстным пунктом торговых путей. Иерихон неоднократно разрушался и восстанавливался. Раскопки, произведённые в 1908 г., обнаружили, кроме древнейшего Иерихона, ещё два ханаанейских города (4-е и 3-е тысячелетия до н. э.), а также города израильский (разрушенный ассирийцами в конце 8 в. до н. э.), раннеиудейский (разрушенный Навуходоносором II в 586 г. до н. э.) и позднеиудейский (разорённый персидским царём Артаксерксом III Охом в середине 4 в. до н. э.). Согласно библейскому рассказу, неприступные стены города рухнули от звука труб израильских воинов. Книга Иисуса Навина. Глава 6: 19 Народ воскликнул, и затрубили трубами. Как скоро услышал народ голос трубы, воскликнул народ громким голосом, и обрушилась стена [города] до своего основания, и народ пошёл в город, каждый с своей стороны, и взяли город. (Сигнал был подан, а там где обрушилась одна (!) стена города, очевидно с помощью израильских лазутчиков, проникших в осажденный город через окно в стене из-за предательства блудницы Раав, и 6 дней подготовлявшие обрушение стены, напавшие со всех сторон на город помешали защитить место в проломленной стене, военная хитрость сыграла свою роль, а не хождение с трубами и ковчегами завета, это было только отвлечение внимания от работ по разрушению стены. Возможно стену разрушили и родственники предательницы Раав. Звуки труб заглушали работы по разрушению стены).
Википедия. Исследования Зеллина показали, что стены Иерихона действительно упали. Наружная – наружу, внутренняя – вовнутрь. На несколько десятилетий возник спор: когда? Возможно, что на рубеже XIV – XIII веков до н. э. Эта версия не отвергается частью специалистов.
Извержение вулкана Санторин (Тира) произошло приблизительно в 1380 году до н. э. (XIV в. до н.э.), а 40 лет израильтяне «странствовали по пустыне».
Эрнст Зеллин (1867 – 1946 гг. жизни) – немецкий протестантский теолог и археолог. Зеллину принадлежат многочисленные публикации по истории Израиля и ветхозаветной литературы. Он первым среди немецких библеистов признал, что в работе необходимо использовать результаты археологических исследований Палестины. В 1901—1904 гг. при поддержке Австрийской императорской академии наук возглавил экспедицию на Тель-Таанах в долине Изреель. Под патронатом немецкого Восточного общества Зеллин проводил раскопки Иерихона (1907—1909 гг.) и ветхозаветного Сихема (1913—1914 гг.; работы продолжались в 1926—1934 гг.). Он обращал первостепенное внимание на исследование архитектуры построек и фортификационных сооружений и не проводил необходимого анализа керамики. Было найдено 12 табличек с академическими надписями (уничтожены во время бомбардировок Берлина в годы Второй мировой войны).
Эрих Церен в книге «Библейские холмы», в разделе «Иерихонские трубы» пишет, с 278—283: «Иерихон был крепостью, загораживавшей вход в Северную Палестину. Чтобы добраться в Палестину и осесть там, надо было взять Иерихон.
Как удалось взять этот могущественный город, рассказывает 6-я глава книги Иисуса Навина. Иерихон с его мощными стенами нельзя было взять силой оружия. Здесь могло помочь только чудо – священные трубы, от звука которых обрушились стены города, и «ковчег господний», который в течение семи дней носили вокруг Иерихона, пока город не попал в руки детей Израиля.
В тысячелетней истории войн и разнообразных осад, пережитых человечеством, нет ни одного случая, который можно было бы сравнить с осадой Иерихона, хотя, согласно легендам, часто бывало, что боги благословляли оружие завоевателей.
Уже только из-за своих оборонительных стен Иерихон представляет интересный объект для археологических исследований.
В 1907 и 1909 годах профессор Эрнст Зеллин вместе с группой немецких археологов и архитекторов раскапывал у Аин-эс-Султана развалины Иерихона. Само собой разумеется, что главное внимание было направлено на тщательное исследование таинственных стен. Архитекторы измерили эти удивительные городские стены и стали искать те слабые места кладки, которые могли разрушиться.
Толщина наружной стены приблизительно 1,5 метра, внутренней даже 3,5 метра. Расстояние между этими циклопическими стенами примерно от 3 до 4 метров.
Неужели же такие стены могли упасть?
И всего только от трубных звуков, заклинаний при помощи «ковчега господня» и магического числа семь?
Даже самая богобоязненная душа не сможет подавить в себе известные сомнения по поводу такого вмешательства бога в военные действия. Уж тем более не верили в это археологи, которые принялись за методические исследования с рулеткой в руках и с профессиональным скепсисом в душе.
Результаты исследования показали, что стены в Иерихоне упали на самом деле. Это подтверждали огромные трещины и обвал больших частей внешних стен наружу, а внутренних – внутрь.
Значит, все-таки чудо!
План раскопок, Иерихона в районе Аин-эс-Султан. Пунктиром обозначены раскопки, ведущиеся с 1930 года.
При этом не имеет большого значения, разрушило ли стены гигантское землетрясение в долине Иордана у Мертвого моря, как считают современные архитекторы.
Но когда?
Когда же произошло это землетрясение?
Решением этого вопроса интересовались не только знатоки библейской хронологии, но также геологи, историки и, конечно, археологи. И здесь надо прямо сказать, что мнения по этому важному вопросу расходятся.
Одни ученые считают, что речь должна идти о сильных сотрясениях земли в XV веке до н. э., другие же убеждены, что это случилось в XIII или XII веке до н. э., то есть как раз в то время, когда, согласно Библии, дети Израиля перешли через Иордан и увидели, как разрушались стены Иерихона.
С тех пор очень многие пытались объяснить, что представляли из себя стены Иерихона. Библейская легенда известна. Именно она и побудила английских, американских, австрийских и немецких ученых вступить в спор о том, могли ли эти стены упасть именно в тот момент, когда дети Израиля переходили Иордан. Зеллин и Ватцингер решительно отвергли предлагаемую ранее датировку этого события, выдвинув новые соображения, отвечавшие в какой-то степени потребностям теологии.
Между тем нам представляется, что не так уж важно, упали ли стены Иерихона на сто либо даже на двести лет раньше или на сто лет позже. Так или иначе, но Иерихон попал в руки детей Израиля благодаря измене. А поскольку в этом нетрудно увидеть «божественное предначертание», то нельзя обвинять хрониста в том, что он приписал его действию и таинственное землетрясение, которое, конечно, еще более выразительно передает волю бога, чем простая измена.