Перед вами третья часть повествования – исследования, – которое можно было бы назвать «Род Белкиных-Христофоровых в контексте мировой истории XVIII—XXI веков».
Одна ветвь рода – Белкины – русские, корни которых происходят из Костромского края, вторая ветвь Христофоровы – греки, ведущие свою историю от античных эллинов, в древности освоивших Северное Причерноморье, Крым, затем переселенных в пределы Российской империи, во вновь созданный город Мариуполь.
На иллюстрациях представлены развороты обложек бумажных изданий трех томов «Игра как жизнь». В первой части повествования рассказано о периоде с XVIII века до революционных событий и Гражданской войны XX века.
Во второй части описано довоенное, военное и послевоенное время: с 1923 по 1948 год.
Третья часть охватывает период 1948—1958 – годы, прожитые в Ярославле.
Ещё раз поясню выбор такого, как бы «неуклюжего», названия – «Игра как жизнь»: привычнее звучало бы – «Жизнь как игра». Перестановкой слов я стремился «переставить» и смыслы, сместить акценты. Судьбы людей во многом подчинены историческим событиям большого масштаба: переселение народов, расширение империи, войны, революции. Если смотреть на исторические события как на элементы «Большой Игры», ведущейся некими субъектами истории – эта метафора получила широкое распространение в современной теории геополитики, – то жизнь отдельного человека оказывается под сильным влиянием этой самой Игры с большой буквы: Игры в жизнь, Игры – подобной жизни, Игры – как жизнь, которая бывает и жесткой, и жестокой… Так что пусть «глаз цепляется» за неуклюжее название и возникает желание задуматься: почему же автор так его сложил?
В трех частях книги показано – как исторические события этих веков вовлекали в свои вихри жизни людей, формировали их судьбы. Удалось с документальной точностью проследить жизнь Николая Белкина и Людмилы Христофоровой, – встреча которых без вмешательства исторических факторов была бы маловероятной. Встреча, однако, состоялась и на свет родилась семья. Жизнь этой семьи оказалась очень насыщенной и поучительной. Ее описание составлено на документальной основе и семейных воспоминаниях.
Повествование ведется от первого лица: автор – сын Николая и Людмилы. «Персонажами» являются старшие братья автора – Владлен, Павел и Александр, а также многочисленные родственники. По отцовской линии это дедушка Иван Константинович и бабушка Анна Матвеевна, их дочери Мария, Глафира и Прасковья, семьи дочерей. По материнской – бабушка Люба (Любовь Ивановна), братья и сестры Людмилы: Леонид, Валентин, Виталий, Елена, Ксения, их семьи. Подробные сведения о каждом приведены в предыдущих томах.
География жизненных путей охватывает многие города. У отца – Кострому, Иваново-Вознесенск, Омск, Днепропетровск. У матери – Мариуполь, Днепропетровск. Военные годы прошли в эвакуации – в Саратове и Уфе. Встреча в Днепропетровске Николая Белкина и Людмилы Христофоровой – наших отца и матери – привела к рождению семьи. Последующая судьба влекла их по новой траектории: из Днепропетровска пришлось – вместе с родившимися там сыновьями Павлом и Александром – переезжать в Ярославль.
Работая над этой частью, я погрузился в прекрасный мир нашей семьи, города и страны – мир в котором интересно, насыщенно, не всегда просто, но всегда счастливо жилось многим. Я стремился донести и до читателя те образы и эмоции, которыми мы жили в прошлом и которые я заново переживал, работая над книгой.
* * *
До переезда в Ярославль родители жили в Днепропетровске, там они и познакомились ещё до войны. Отец – Николай Иванович Белкин, бывший до войны директором Днепропетровского сельхозинститута, – вернулся в разрушенный войной город в 1944 и приступил к возрождению института. Вскоре к нему присоединилась и Людмила Павловна Христофорова, с которой они и в период эвакуации – в Саратове и Уфе – были вместе. В Днепропетровске в августе 1945 года у них родился сын Павел, а в декабре 1947 – Александр. Я родился в 1950 году уже в Ярославле. В предыдущей второй части книги подробно описана их жизнь – и работа отца, и быт семьи до переезда в Ярославль. Там же рассказано и о тех драматических событиях, которые вынудили Николая и Людмилу Белкиных покинуть Днепропетровск, искать работу и жилье, переезжать в другой город с двумя маленькими детьми. Описана и сама процедура перевода Н. И. Белкина из Днепропетровского сельхозинститута в Ярославский. Представлены выразительные документы той эпохи, в которых хорошо видна работа государственного аппарата тех лет. Отец все препятствия преодолел, невзгоды выдержал, продолжая упорно трудиться, заботиться о семье и стремиться к своим целям. Шаг за шагом он двигался вперед, добивался результатов и в своей научной работе, и в других делах. Главным делом на новом месте стал, конечно, Ярославский сельхозинститут: его становление, развитие. Главной заботой – студенты: отец был и всю жизнь оставался превосходным, талантливым, ответственным и любимым студентами преподавателем. Главной мечтой оставалась наука, а главной любовью – семья.