Станислав Чернявский - Империя хорезмшахов

Империя хорезмшахов
Название: Империя хорезмшахов
Автор:
Жанр: Популярно об истории
Серия: Всемирная история
ISBN: Нет данных
Год: 2018
О чем книга "Империя хорезмшахов"

В начале XIII века на мусульманском Востоке возникло огромное Хорезмийское государство, включавшее Среднюю Азию и Иран. Его правителей принято называть хорезмшахами. Об их стремительном возвышении и головокружительном падении рассказывает эта книга. История Хорезма полна парадоксов и загадок. Например, как вышло, что на просторы Средней Азии вторглись монголы-христиане, пришедшие с Востока? Их возглавляли предводители с именами Георгий, Илья; последнего из них называли в Европе «царем Давидом». Они были настолько удачливы, что превратили хорезмийских султанов в своих данников. Но в итоге и христианских, и мусульманских владетелей уничтожила орда Чингисхана. Почему и как это произошло? Имело ли государство хорезмшахов шансы выжить в этой борьбе? Как складывалась судьба последних правителей Хорезма – Мухаммеда II и Джелаль эд-Дина Менгбурны? Об этом и о многом другом – в новой книге Станислава Чернявского.

Бесплатно читать онлайн Империя хорезмшахов


© Чернявский С.Н., 2018

© ООО «Издательство „Вече“», 2018

© ООО «Издательство „Вече“», электронная версия, 2019

Предисловие

Прежде всего предостережем читателя от иллюзий и ограничим рамки исследования. Эта книга рассказывает не о двухтысячелетней истории государства Хорезм и не обо всех правящих династиях, а только о последней и самой яркой. В науке ее принято называть Ануштегиниды. Двое ее представителей – Текеш и Мухаммед – создали обширную державу в Персии и Средней Азии, а последний хорезмшах Джелаль эд-Дин пытался ее сохранить, проиграл борьбу с монголами и погиб.

Книга будет полна парадоксов. Читатель узнает из нее, например, как на просторы Средней Азии в XIII веке вторглись христиане. Они были монголоидны и пришли, соответственно, из Монгольской степи. При этом застали в Семиречье христианское государство, которым правил хан с библейским именем, и это – реальный исторический персонаж. В Европе его звали «царь Давид» и объявляли родичем мифического «попа Ивана» (того самого, которому Л.Н. Гумилев посвятил книгу «Поиски вымышленного царства»). Специалисты-востоковеды, конечно, сразу поймут, что это за Давид, и улыбнутся. Для неискушенных читателей сказанное прозвучит откровением. Но перед вами – не фальсификация и даже не сенсация. Тема давно обсуждается и дискутируется в научном сообществе. Есть доказательства, возражения, скепсис…

Расскажем и о том, как арабский халиф, правоверный мусульманин, вступал в соглашения с террористической сектой ассасинов, чтобы устранить противников. Добро и зло часто меняются местами в сознании людей. То, что историки условились считать «добрым» вчера, оказывается «злым» сегодня.

Почему же все эти вещи звучат как сенсации?

Дело в том, что в школах и на истфаках вузов историю мусульманских стран и тем более Центральной Азии изучают впроброс. Вместо замечательной работы Августа Мюллера «История ислама» нам предлагают по данному предмету невнятные учебники позднесоветских времен, с точки зрения науки находящиеся ниже, чем труды Мюллера. А кочевниковедение? Самым крупным его исследователем был Л.Н. Гумилев, но попробуйте произнести его фамилию в среде столичных ученых – услышите пренебрежение, гнев по поводу пресловутой теории пассионарности, нежелание вникать в предложенные идеи. Будет и бездумное отторжение ваших собственных текстов, поскольку вы позволили себе сослаться на работы «проклятого» автора… Инертность мышления у многих людей воистину безгранична. Дай им волю – и в науке не совершилось бы ни одного открытия.

Например, игнорирование работ Гумилева приводит к тому, что историю кочевых держав студенты изучают по устаревшим сочинениям, где древних аваров считают жужанями (отвергнутая гипотеза Э. Шаванна), в Монголии эпохи Чингисхана царит вымышленный «кочевой феодализм», а в Хорезме перед монгольским нашествием господствуют кипчаки вместо канглов.

Лишь немногие специалисты, которые занимаются темой углубленно, знают историю предмета и перечень проблем. Среди современных исследователей стоит отметить труды Р.П. Храпачевского, который написал несколько отличных монографий по кочевниковедению, выполнил переводы отрывков из китайской летописи «Юань ши» и издал пару томов классического «Сборника материалов по истории Золотой Орды» В.Г. Тизенгаузена с научными комментариями, которые немедленно приобрел в личную коллекцию автор данной книги. Правда, к работам Л.Н. Гумилева Храпачевский относится скептически и постоянно с ними полемизирует. Но полемика – право ученого. Главное условие, чтобы она была корректна.

Есть ряд других исследователей, специализирующихся на смежных вопросах. Но историей Хорезма после В.В. Бартольда и З.М. Буниятова (в последнем случае мы, разумеется, имеем в виду лишь работы советского периода; после распада СССР Буниятов превратился в азербайджанского националиста, при этом был убит бакинским антисемитом: таковы драмы и трагедии постсоветского времени) не занимается углубленно никто. Эту страну начали забывать.

Надеемся, наша популярная работа, написанная для отдыха между другими исследованиями, позволит оживить интерес к великой державе Хорезм и грозной эпохе нашествия Чингисхана.

Надеемся, это будет увлекательное путешествие по странам Востока для любителей кочевой и мусульманской культур. Нам встретятся храбрые туркменские беки и монгольские ханы, бесстрашные нукеры и отважные гулямы. Султаны и падишахи будут бороться за власть, а интриги гарема разрушат целые империи. Кроме того, читателя ждет подробный и обстоятельный рассказ о деяниях последнего хорезмшаха Джелаль эд-Дина. До сих пор ученые нашей страны почему-то обходили этот вопрос, хотя приключения Джелаля заслуживают отдельной биографии. Даже такие вдумчивые исследователи, как Бартольд и Буниятов, считали вопрос второстепенным, а зря.

Направим же караван нашего внимания в Среднюю Азию – страну сказок и роскоши, бедности и отваги. Полагаем, тема будет так же интересна читателю, как и автору этих строк. «Тетива мысли» натянута, и следует пустить «стрелу правды», которая поможет рассеять «сумерки сомнений», окутывающие страшную и кровавую эпоху.

Когда-то Великий Могол Бабур написал в своих мемуарах, что его слог доступен для всех, но в то же время достоин того, чтобы быть одобренным учеными людьми. Таким языком нам хотелось бы написать эту книгу. Надеемся, от ее прочтения получат удовольствие востоковеды и люди, не имеющие специального образования, но интересующиеся захватывающей и увлекательной наукой – историей.

Часть первая

Подъем хорезмшахов

Глава 1. Династия

1. Остров в пустыне

Хорезм – очень древняя страна. Географически она располагается к югу от Аральского моря. Сейчас здесь находятся Хорезмская область и Каракалпакская автономия Республики Узбекистан.

Иногда Хорезм разрастался и поглощал часть современных Туркмении и Казахстана. Иногда – сужался до размеров небольшого владения.

В этих краях неоднократно менялся климат. Аральское море то разливалось под напором двух впадавших в него рек – Амударьи и Сырдарьи, – то почти высыхало, как в наше время, оставляя вместо воды соляную пустыню. В свою очередь, две реки, которые наполняли море, то мельчали, то наливались влагой. Вместе с климатом менялась и численность населения. Когда воды было много, ее использовали для оросительных систем. Зеленели поля, росли города, страна могла прокормить большое число людей. Хорезм усиливался и расширялся. Зато в период засухи народ вымирал, расходился по другим местам, а государство слабело.

В такие периоды земля Хорезма превращалась в остров среди пустыни. К западу от нее простирались черные пески (Каракум). К востоку – красные пески (Кызылкум). На севере лежали сухие суглинистые степи. Попасть в Хорезм можно было только по берегу Амударьи. В древности такие периоды засух бывали редко. Но в наше время, когда климат планеты становится засушлив, а пустыни растут, это – норма.


С этой книгой читают
Период с 1935 по 1946 год – один из самых напряженных и знаковых в истории Ирана. Он включает в себя и важные вехи внутреннего развития страны, и события, связанные со Второй мировой войной, в первую очередь Тегеранскую конференцию, на которой впервые встретились лицом к лицу все лидеры стран антигитлеровской коалиции. В книге известного историка, лауреата премии им. Пикуля, автора бестселлера «Персия: история неоткрытой страны» Алекса Громова ра
Трипольцы и критяне, саксы и сельджуки, сарматы и свевы… История сохранила сведения о множестве племен и народов, но большинство из них сегодня известно лишь профессиональным историкам. О других мы знаем только их имена. Книга известного ученого-археолога, доктора исторических наук, профессора Московского государственного областного университета (МГОУ) Евгения Васильевича Ярового посвящена древним народам, оставившим неповторимый след в истории ц
Классический труд яркого русского военного мыслителя конца XIX – начала XX века Н.П. Михневича представляет читателям очерк развития военного дела на протяжении нескольких тысяч лет и вплоть до начала Нового времени. Автор рассматривает тактику и стратегию не изолированно, а в контексте общецивилизационных процессов. «Состояние военного искусства данной эпохи служит лучшим показателем культуры и цивилизации, продуктом которых оно всегда более или
Основу этой книги составили «Лекции по истории позднего Средневековья» видного русского историка, писателя и общественного деятеля XIX века Тимофея Николаевича Грановского, которые он читал в 1849/50 учебном году студентам третьего курса историко-филологического и второго курса юридического факультетов Московского университета. Широкий охват тем и вопросов, подход, во многом опередивший свое время, делают их актуальными на протяжении вот уже полу
От древних хронистов и историков нам известно, что в VI веке в Поднепровье жил народ анты. Но уже к VII веку он бесследно исчез. Кем были загадочные анты? Куда ушли? Что означало это название? Какое отношение имеют они к Древней Руси? Споры на эту тему не утихают несколько столетий. По мнению советского академика Б.А. Рыбакова, анты – это русы, то есть предки русских, украинцев и белорусов. По предположению украинского профессора М.С. Грушевского
Хотя современная академическая наука отвергает версию о славянской природе ругов, утверждая, что руги это восточногерманское племя эпохи Великого переселения, ряд российских историков, в XIX и XX веках, уверенно говорят об обратном. Историк-славист дореволюционной России В.И. Ламанский считал руян и ругов одним племенем. Советский историк Г. Кузьмин писал, что названия руги, роги, рузи, русы, руяне относятся к одному и тому же народу. С ним солид
Мстислав Удатный (Удалой) – витязь без страха и упрека, храбрый воин, искусный полководец, радетель за землю Русскую, сражавшийся в Прибалтике с немцами, в Галиции – с венграми. А еще он дипломат, умевший управиться даже с беспокойной галицкой и новгородской общинами. Даже вечно бунташные новгородцы не хотели отпускать его от себя. Он приходил на помощь своим друзьям по первому зову, помогал обиженным, стоял за правду. При этом Мстислав оказался
История Смоленской земли и условной «Смоленской державы» способна заинтриговать не только узкий круг ученых, но и широкого читателя, интересующегося прошлым нашей страны. Княжество располагалось на Верхнем и Среднем Днепре, на середине торгового пути «из варяг в греки». Уже поэтому его прошлое вызывает интерес. Расположенное в сердце земли Русской, оно оказалось в центре русских проблем. В IX веке здесь жили кривичи, затем явились варяги, а в XII
Первые три Главы посвящены человеку – его потребностям, возможностям и о том – как нам достичь долголетия и счастья.Четвертая Глава повествует о реинкарнации душ, о карме живых существ, о душе, об эволюции душ, о задачах воплощения, о карме и о судьбе человека.Пятая Глава посвящена становлению русской Державы славяно-ариев, исследует предысторию страны, освоение новых земель, русскую культуру православия, культы, традиции Домостроя, вспоминает сл
В мире существует множество мест, окутанных тайной. Когда оказываешься там, ощущаешь тревогу, становится тяжело дышать и все внутри сковывает леденящее чувство страха. Странные звуки и неясные тени, внезапные порывы ветра, словно чьи-то касания… Такие места называются аномальными зонами, и по всему миру их великое множество. Долина Сан-Луис, Беннингтонский треугольник, Море дьявола, остров Змей. Город-призрак Боди, погребенный пеплом Чайтен, горо
Мы живем в эпоху новой информационной революции, когда гаджет размером с ладонь обеспечивает доступ ко всем знаниям человечества. Мог ли кто-то, кроме самых смелых писателей-фантастов, вообразить подобное еще полвека назад? Эта увлекательная книга посвящена истории великой информационной революции – массовому распространению печатного текста как основного носителя информации, и одному из ее главных героев, создателю первой в мире издательской имп
Данная книга не просто «мемуары», но – живая «хроника», записанная по горячим следам активным участником и одним из вдохновителей-организаторов событий 2014 года, что вошли в историю под наименованием «Русской весны в Новороссии». С. Моисеев свидетельствует: история творится не только через сильных мира, но и через незнаемое этого мира видимого. Своей книгой он дает возможность всем – сторонникам и противникам – разобраться в сути процессов, прои
В этой книге, написанной для детей от 5 до 15 лет, Виктор Пилован в стихотворной форме рассказывает о растениях, произрастающих на нашей планете. Это пятая книга в серии книг «О растениях по алфавиту».
Этот труд предназначен простым здравомыслящим людям, не зависимо от их образования. В нём будет сказано о молекуле буквально всё, с позиций всех семи Принципов Мироздания. Это синтетическое Знание Оккультных наук, которое приводит в ужас учёных от «точных» наук, т.к. их трясёт от слов «оккультный» и «Метафизика». Они живут в созданной их предшественниками сказке, но самое плохое то, что эта сказка преподаётся. То, что не воспринимается чувствами
Отчим поставил Эйе условие – за месяц найти жениха, да освободить комнату, в которой будет детская для ее сводного брата. И даже помог с претендентами на руку и сердце, пригласил сыновей своих коллег на празднование дня рождения падчерицы. Ей приглянулись трое. Но, постойте, есть четвертый! Тот самый, которого она случайно опоила приворотным зельем. Неужели Авери решил вступить в ряд «счастливчиков»?.. Но ведь ее скромная кандид
Эта кошмарная адептка ворвалась в мою Академию, словно бешеный дракон. Она нарушает установленный годами порядок, подбивает студентов на шалости, опасные магические животные пляшут под ее дудку и даже я — Амадор Тори, ректор Провинциальной академии — готов ради нее на безумства. Но чувства удел слабых, а любовь мешает карьере. Разлюблю, отпугну, приструню, стану самым плохим ректором и выживу девчонку из академии!.. Главное при этом в