Будущее инновационного развития государства: Блокчейн-Правительство
«Мы решили вложить наши деньги и веру в математическую основу, свободную от политики и человеческих ошибок».
Тайлер Уинклвосс,
сооснователь социальной сети «ConnectU»,
крупнейший инвестор в Биткойн
Сегодня в мире насчитывается более 3 миллиардов человек, зарегистрированных в тех или иных социальных сетях. То есть, почти половина населения земного шара хотя бы часть своего времени проводит в обновлении своего статуса в сети или получении оттуда информации. А это, в свою очередь, говорит о том, что сегодня «Кремниевая долина», географически уже давно вышедшая за пределы города Пало-Альто, фактически сама создает для пользователей и реалии, и «правду», которую они получают. И хотя цифровая революция и взрывной рост объемов данных «Big Data» повышают продуктивность, открывая новые возможности для развития экономики, главной проблемой человечества сейчас становится не нехватка информации, а, во-первых, сложность выявления ее достоверности и, во-вторых, уместность ее последующего применения.
Безусловно, социальные сети в перспективе способны сделать общества более открытыми и демократизированными, давая всем необходимую платформу и тем самым делая правительства более транспарантными и подотчетными. Но в то же время социальные сети могут создать и иллюзии: общества, разнообразия, силы, свободы… А также – придать импульс распространению радикальных идей.
Правительства разных стран уже на себе ощутили повсеместное (и отнюдь не всегда позитивное) влияние социальных сетей. Именно поэтому такие государства, как Франция, Германия, США, Великобритания, сейчас принимают законы, нацеленные на ограничение монополии гигантов Кремниевой долины. Однако, к сожалению, очень часто бюрократические аппараты XIX века, даже имея на вооружении технологии XX-го, безуспешно пытаются решить проблемы, поставленные XXI-м веком. Уже ни для кого не секрет, что демократия (в том виде, в каком она существовала до сих пор) не справляется с вызовами времени. Рост популизма и национализма в традиционно демократических странах опроверг теорию о том, что демократически-транзитные процессы двигаются только в позитивном русле, а устоявшиеся демократии не могут скатиться обратно.
В своей новой книге «Homo Deus: Краткая история будущего» Юваль Ной Харари, профессор исторического факультета Еврейского университета в Иерусалиме, утверждает, что величайшим грехом современности является блокировка потока данных, а величайшим благом – свобода информации. По его мнению, именно поэтому СССР проиграл «холодную войну», а американцы стали богаче и счастливее. Дескать, все дело в свободе информации, и капитализм одержал верх только потому, что был более эффективен в обработке информации, а коммунисты просто не справлялись с технологическим прогрессом XX века.
Однако на дворе уже XXI век, и по мере возрастания объема и скорости обмена информации такие демократические институты, как выборы, политические партии и парламенты, могут стать просто не нужными, и по той же причине – недостаточной эффективности обработки данных. Ведь скорость развития технологий давным-давно превзошла скорость политических процессов.
Для более детального анализа ситуации рассмотрим краткое изложение основных трендов, происходящих в мире в связи с глобализацией.
1. Мировая экономическая трансформация стала столь всеобъемлющей, что сумела создать новую мировую политику. Государства более не являются замкнутыми и не могут исключительно самостоятельно контролировать свою экономику. Мировая экономика, с расширяющейся торговлей и финансами, сделала экономики государств гораздо более взаимозависимыми, чем когда-либо.
2. Коммуникации основательно революционизировали пути и средства, с помощью которых мы общаемся с остальным миром. Сегодня, живя в одной части планеты, можно в режиме реального времени наблюдать события, происходящие в другой ее части. Электронные коммуникации коренным образом изменили наше представление и о социальных группах, в которых мы работаем и живем.
3. Сейчас, больше, чем когда бы то ни было, культура обретает некую глобальную унификацию, причем настолько, что большинство районов городов мира стали похожими друг на друга. Большая часть городского мира разделяет общую культуру, по большей части сформированную Голливудом.
4. Мир становится все более однородным. Различия между людьми постепенно стираются.
5. Время и пространство (в их классическом понимании) стали рушиться. Наши старые представления о географическом пространстве и хронологическом времени подрываются скоростью современных коммуникаций и медиа.
6. Начинает возникать глобальная политическая культура, сопровождаемая транснациональными социальными и политическими движениями. И чаще всего приоритетом становится подчинение транснациональным и международным организациям, нежели государственным.