Торстейн Веблен - Инстинкт мастерства и структура промышленного искусства

Инстинкт мастерства и структура промышленного искусства
Название: Инстинкт мастерства и структура промышленного искусства
Автор:
Жанры: Общая экономическая теория | Книги по экономике | Зарубежная образовательная литература
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: Не установлен
О чем книга "Инстинкт мастерства и структура промышленного искусства"

Книга известного американского экономиста и социолога Тор-стейна Веблена «Инстинкт мастерства и структура промышленного искусства», впервые опубликованная в 1914 году, представляет собой глубокий анализ эволюции человеческого труда и производственных отношений. Основой работы является идея «инстинкта мастерства» – врожденного стремления человека к эффективному и целесообразному труду, который, по мнению автора, выступает фундаментальным двигателем социального и технического прогресса. Веблен прослеживает развитие этого инстинкта от примитивных обществ до индустриальной эпохи, анализируя его взаимодействие с социальными институтами и культурными нормами. Он критически рассматривает современную экономическую систему, которая подавляет этот инстинкт, отдавая предпочтение стандартизации и массовому производству, и предлагает альтернативный взгляд на организацию производства и распределение благ.

«Инстинкт мастерства и структура промышленного искусства» бросает вызов господствующим экономическим теориям своего времени и остается влиятельным трудом, актуальным для критики потребительского общества и обсуждений о будущем труда и технологий. Книга представляет особый интерес для социологов, экономистов, антропологов и историков.

В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Бесплатно читать онлайн Инстинкт мастерства и структура промышленного искусства


Переведено по изданию: Veblen T. The Instinct of Workmanship and the State of the Industrial Arts. New York: B.W. Huebsch, 1918.

Опубликовано Издательским домом Высшей школы экономики http://id.hse.ru

doi:10.17323/978-5-7598-2798-6

© Перевод на русский язык.

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2024

Глава 1

Вводная

Для человека, как и для других высших животных, жизнь вида обусловлена набором инстинктивных склонностей и тропизматических[1] способностей, которыми вид, как правило, наделен. Не только дальнейшая жизнь вида зависит от адекватности его инстинктивных склонностей, но и рутина и детали его жизни в конечном счете также определяются этими инстинктами. Они являются главной движущей силой как в человеческом поведении, так и в поведении всех тех животных, которые проявляют самостоятельность или осмотрительность. Человеческая деятельность в той мере, в какой о ней можно говорить как о поведении, никогда не может выйти за рамки этих инстинктивных предрасположенностей, по инициативе которых человек предпринимает действия. Ничто, кроме того, что отвечает этим врожденным склонностям человека, не входит в человеческую схему вещей, которые желательно сделать. Только эти врожденные склонности делают что-либо имеющим смысл, и из их работы вытекают не только цель и эффективность жизни, но и ее существенные удовольствия и боль.

В последнее время термины «инстинкт» и «инстинктивный» больше не встречаются среди специалистов тех биологических наук, в которых они когда-то пользовались большой популярностью. Специалисты, занимающиеся психологией поведения животных, старательно избегают этих понятий, и в этой осторожности они, несомненно, правы. Для такого использования эти слова, похоже, больше не подходят в качестве технических терминов. Они утратили необходимую четкость определения и последовательность коннотации, очевидно, в результате распада под более тщательным анализом, чем тот, которому ранее подвергались явления, входящие в эти понятия. В таких биологических науках интерес сосредоточен не на вопросе о том, какие действия могут быть обусловлены врожденными склонностями или предрасположенностью вообще, а скорее на определении несводимых психологических и, более того, физиологических элементов, из которых складывается поведение животных. Для этой цели «инстинкт» – понятие, имеющее слишком слабое и шаткое определение, чтобы отвечать требованиям точной биологической науки.

Для наук, занимающихся психологией человеческого поведения, несомненно, желателен такой же поисковый анализ элементарных фактов поведения; и при таком более тщательном изучении этих фактов, несомненно, окажется, что и здесь широкое понятие «инстинкт» имеет слишком неточный характер, чтобы служить потребностям исчерпывающего психологического анализа. Но потребности исследования природы и причин роста институтов не совсем такие же, как потребности такого психологического анализа. Генетическое исследование институтов касается роста привычек и обычаев, обусловленных материальной средой, а также врожденными и постоянными склонностями человеческой природы; и для этих склонностей, проявляющихся в процессе культурного роста, нет лучшего обозначения, чем избитое временем понятие «инстинкт».

В свете последних исследований и предположений вряд ли стоит сомневаться в том, что каждая из этих различимых склонностей может быть проанализирована на основе анализа более простых составных элементов квазитропизматической[2] или физиологической природы[3]; но с учетом повседневного опыта и общеизвестности не вызывает сомнений и то, что эти простые и неоспоримые психологические элементы человеческого поведения делятся на составные функциональные группы и, таким образом, образуют специфические и детерминированные склонности, предпочтения, способности, которые в рамках социальных наук должны рассматриваться как безусловные черты человеческой природы. Действительно, выходит, что именно в конкретном группировании и объединении этих конечных психологических элементов в характерные линии интересов и склонностей можно окончательно отличить природу человека от природы низших животных.

Эти различимые врожденные склонности, классифицированные как «инстинкты», имеют общую характеристику: все они вместе и каждая в отдельности, более или менее императивно, предполагают объективную завершенность действия. С другой стороны, что отличает один инстинкт от другого? Каждый из них устанавливает отличные от объективной цели любого другого инстинкта, характерные цель, задачу или объект, которые должны быть достигнуты. Инстинктивное действие телеологично[4], осознанно, и данные масштаб и цель каждой инстинктивной склонности характерно отличаются от всех остальных. Несколько инстинктов являются телеологическими категориями, в разговорном обиходе их различают и классифицируют на основании их целенаправленности. Поэтому, учитывая, как этот термин используется здесь и как он понимается в настоящее время, инстинкты не должны определяться или описываться ни в механических терминах тех анатомических или физиологических способностей, которые казуально лежат в их основе или вступают в действие при функционировании любого данного инстинкта, ни в терминах движений ориентации или таксиса[5], участвующих в функционировании каждого из них. Отличительная черта, по которой идентифицируется любой данный инстинкт, обнаруживается в особом характере цели, к которой он побуждает[6]. Инстинкт, в отличие от тропизматического действия, предполагает сознание и приспособление к цели, на которую он направлен.

Разумеется, здесь ставится цель не установить или предписать определение понятия «инстинкт» в целом, а только указать, насколько возможно, какой смысл вкладывается в этот термин, как он здесь используется. В то же время считается, что определение понятия не вредит ни разговорному употреблению, ни употреблению специалистами, которые использовали этот термин в научных дискуссиях, особенно в обсуждении инстинктивных склонностей человека. Однако не следует забывать, что данное определение может оказаться непригодным или, по крайней мере, сомнительным в применении к тем более простым и непосредственным импульсам, о которых иногда по традиции говорят как об «инстинктивных», даже в человеческом поведении, – импульсам, которые с большим успехом можно было бы назвать «тропизматическими».

В отношении поведения животных, например, а также таких прямых и непосредственных импульсивных действий человека, которые справедливо относить к животному поведению, часто возникает некоторое недоумение по поводу проведения границы между тропизматической активностью и инстинктом. Известно, что действия, обычно признаваемые инстинктивными, сильно различаются между собой по степени прямоты или непосредственности, с которой происходит данный ответ на стимул. В этом отношении они варьируются от таких реакций, которые трудно отличить от простого рефлекторного действия, с одной стороны, до таких, которые сложно признать инстинктивными из-за степени размышления и обдумывания при их выполнении, с другой стороны. Путем неощутимой градации низшие (менее сложные и обдуманные) инстинктивные действия сливаются в класс явных тропизматических чувствительностей, без возможности определить с помощью какого-либо надежного теста, где должна заканчиваться одна категория и начинаться другая


С этой книгой читают
Торстейн Веблен (1857–1929) – американский экономист, социолог и публицист, доктор философии, преподавал в Корнеллском, Чикагском, Стэнфордском университетах.«Теория праздного класса» – знаковая работа Т. Веблена. Основной материал для исследования он черпал из действительности того времени – эпохи трущоб и дворцов в Чикаго.В этой книге автор впервые вводит само понятие «праздного класса», который отличается демонстрацией своих возможностей, высо
В книге Торстейна Веблена «Инженеры и ценовая система» (1921) показан его взгляд на ситуацию, сложившуюся в период промышленного подъема. Мир в эту эпоху быстро менялся, менялись и люди, жившие в нем. Новую картину мира создавали революции, кризис и развитие технологий. Подход Веблена был актуален для своего времени, но в прогнозах экономист опирался только на перспективы промышленности, практически не рассматривая информационную революцию. Особо
В учебном пособии очень лаконично и доступно изложены основные разделы типового учебного курса «Финансы», предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 080000 «Экономика и управление». В сжатом, четко структурированном виде последовательно рассматриваются общая теория финансов, принципы организации финансов экономических субъектов в разных сферах деятельности
Данное учебное пособие представляет собой введение к курсу лекций по обшей экономической теории. В работе рассмотрены следующие важные вопросы: объект, предмет и методы экономической науки. В пособии показана специфика экономического знания, его отличие от других общественных дисциплин» рассмотрены проблемы объективности экономического знания, раскрыта особая роль математики и моделирования в экономике.Учебное пособие предназначено для студентов
В монографии рассматриваются общетеоретические проблемы политической экономии и экономики. В соответствии с концептуальным замыслом она состоит из двух разделов. В первом раскрывается природа политической экономии как науки. Во втором разделе анализируются теоретические основы экономики как сферы общественной жизни. В этой связи внимание акцентируется на дискуссионных аспектах рассматриваемых вопросов, дается целостное представление о главных тен
Откройте для себя увлекательный мир экономики с книгой "Анализ экономики: Основы для начинающих". Эта уникальная работа предлагает глубокий, но доступный взгляд на ключевые экономические принципы и их значение в современном мире. От основ экономической теории до сложных макроэкономических моделей – каждая глава раскроет перед вами новый аспект, объясняя, как работают мировые рынки, что такое ВВП и почему безработица и инфляция так сильно влияют н
«Правильное питание» – фантастический роман Артёма Каменистого, третья книга цикла "Корм", жанр боевая фантастика.Испытание продолжается. Кто его затеял, и в чём смысл нескончаемой резни – по-прежнему загадка. Скупые обмолвки кукловодов лишь множат вопросы. Кастовый ты, или бесправный, презренный неудачник, или "топовая звезда яруса", запечатлённая с рекламно-выгодного ракурса – разницы нет. Ответы одинаково-недоступны для всех.Зато на этот раз д
В книге я делюсь собственным тридцатилетним опытом борьбы с запором. В ней рассказываю о лечении, физических упражнениях и правильном питании при этом недуге.
Невероятные приключения в сказочных мирах, порой на грани логического абсурда, но всегда с добрым, тонким юмором, хорошим настроением и теплом души.Я поставил возрастное ограничение «12+» как нечто среднее. Как оказалось, эти сказки могут быть интересны и взрослым, а уж какие из них вы захотите прочитать вашим маленьким детям, выберите сами.Приятного вам прочтения.
"Как не сдаться. Искусство преодоления трудностей и достижения целей" – это книга, которая станет вашим надежным спутником на пути к успеху. В ней раскрываются важнейшие аспекты личностного роста и преодоления жизненных трудностей. Автор делится проверенными стратегиями и практическими советами, как не остановиться на полпути, справляться с сомнениями и внутренними барьерами, а также как извлекать уроки из неудач. Книга вдохновляет на действия, м