ГЛАВА №1
I
Едва лишь взошло солнце, как Лазар вскочил со своей постели и побежал будить деда. Родители еще мирно спали в своей кровати, когда маленькие ножки пробежали мимо их комнаты. Потом звук стал менее слышен. Это Лазар забежал в соседнюю комнату и прыгнул на деда с криками «Дедуля, проснись, ты обещал мне книжку». Ошарашенный и сонный дед, не понимая, что происходит, туповатым взглядом смотрел на своего бесцеремонного внука.
Потом обычным голосом сказал:
– Лазар, я же просил тебя не будить меня с криками, какой сейчас час? – спросил вдруг дед, заранее зная о том, что мальчик в свои годы уже хорошо разбирается в расположении стрелок в настенных часах. Но Лазар не ответил ему стандартным образом. Хотя сейчас и было пять часов утра, он не ответил прямо и немного тише сказал:
– Как раз самое время изучать гравитацию! Ну, вставай же деда, не ленись!
– Все Лазар встаю, только слезь с меня, а то твой дед никак не может пересилить притяжение земли
Отношения их, как вы уже могли заметить, были весьма тёплыми и уступчивыми, но второе, пожалуй, к Лазару никак не относилось. С самого рождения мальчика Архибальд не отходил от него ни на шаг. Даже мать порой не проводила с сыном так много времени, как дед.
Как представитель нетрадиционных взглядов Архибальд учил своего внука различным инженерным премудростям с самого рождения. Говорят, что ребёнок с самых малых лет может воспринимать ту же информацию, которую воспринимает взрослый. Архибальд не принимал внука за неразумное дитя, а наоборот знал, что тот все понимает и пытался вложить в Лазара побольше важной информации пока ему не исполнилось четыре года.
Бородатый седовласый старик в очках с роговой оправой с юношества увлекался механикой и машиностроением. В зрелости Архибальд работал механиком на заводе. Потом по прошествии многих лет он стал преподавать механику и физику в университете Техаса. За всю свою жизнь он перечитал сотни книг по инженерному делу и до сих пор не прекратил изучать этот чудесный мир непредсказуемых механизмов. Сейчас ему уже было восемьдесят пять лет и все что ему оставалось, так это передавать свои знания маленькому даровитому внуку.
Архибальд наконец встал со своей постели и наказал Лазару ждать его в своей библиотеке.
– Золотой, иди в мою библиотеку и отыщи там книжку, которая называется «Гравитация вокруг нас». Насколько я помню, она находится на второй полке с лева от лестницы в седьмом ряду.
– Хорошо деда, слева от лестницы в седьмом ряду – сказал мальчик и мигом испарился за дверью.
– На второй полке малыш… на второй – повторил дед.
«Вот проказник» – подумал он про себя и стал не спеша переодеваться в свой повседневный костюм.
Когда Архибальд явился в библиотеку его внук сидел на полу в груде сваленных книг, читая одну единственную. Лазар настолько сильно погрузился в чтение, что совершенно не заметил, как его дед пришёл. Архибальд посмотрел на внука суровым взглядом.
– Ты что натворил? – сказал дед с удивленной интонацией
– Я искал книгу
– И насколько я понял, ты ее все-таки нашел
– Нет, но я отыскал кое что получше, сборник летательных аппаратов за всю историю машиностроения. Смотри деда, тут есть и воздушный шар и крылья Леонардо-да Винчи и еще какие-то штуковины. Вот бы мне такие крылья. Я бы летал как птица, улетел бы в далекие края вместе с журавлями и никогда бы не вернулся
– Еще чего – ласково перебил его дед – А теперь положи эту книгу на место, такие эксперименты не безопасны для детей, летать ты не будешь! Давай лучше почитаем как и договаривались про гравитацию и не будем пороть чепуху
– Лазар с удрученным видом положил свою книгу на полку, только вот все остальные оставались лежать на полу. Он понуро прошёлся по остальным книгам и остановился у седьмого ряда
– Где твоя гравитация? – спросил он – А помню, помню, вторая полка!
На самом деле Лазар ни капельки не расстроился. Весь этот театр был предназначен для деда, который ничего не заподозрил. Архибальд души не чаял в своем внуке. Лазар понимал, что обязательно сюда вернётся и заберёт свою книгу. Но чтобы дед не раскрыл его намерений, он сделал вид, будто огорчён и смирился с тем, что сказал ему дед. Представьте себе, а ведь ему было всего-навсего девять лет. И кто бы мог подумать, что такой маленький ребёнок обладает большей хитростью, чем восьмидесятипятилетний старик.
Они сели за большой дубовый стол, который стоял в самом центре старинной библиотеки Архибальда. В этом волшебном месте находилось более четырех тысяч книг собранных стариком за всю его жизнь. И большинство из них касалось инженерных вопросов, а также вопросов физики и механики. Все шкафы и полы в библиотеке были сделаны из добротного английского дуба. Через запылённые стекла можно было увидеть, как аккуратно уложены старинные книги. Множество коллекционных изданий хранилось на этих полках. Длинная извивающаяся как змея лестница вела на второй этаж, где хранились рукописи великих ученых и потомков семьи Драгунских.
Архибальд быстро перелистывал страницы в поисках определения и, внезапно остановившись на седьмой, начал читать вслух:
– Гравитация – это тяготение, которое испытывают все материальные тела. Иными словами, гравитация – это невидимая сила, действующая между любыми телами во Вселенной…
Долгое время они с Лазаром сидели и разбирали каждый довод приводившийся в этой книге. Отвечая на вопросы, дед не пытался как можно проще передать, то о чем писал автор. Он в свойственной ему строгой манере отчетливо произносил термины, дожидаясь пока Лазар спросит его о значении того или иного слова. Другого способа научить внука такой важной науке он не видел. Ведь научная терминология это основа описания законов действующих в приведённой системе научного знания. И дед никак не мог ею пренебрегать, даже в угоду мальчику. Но Лазара сложность понимания терминов нисколько не смущала. Он с терпением и трудолюбием относился к науке и никогда не перебивал деда пока тот не закончит читать и не скажет:
– И так Лазар, какие будут вопросы?
После этого Лазар постепенно задавал интересующие его вопросы, а дед вкрадчиво отвечал на них. Так они провели в библиотеке приблизительно три часа, пока не пришло время завтракать.
– Лазар, за стол – кричала мать с кухни. Ее голос гулко донёсся до мальчика и тот поспешно ответил:
– Сейчас мам, только деда мне историю из своей жизни расскажет и я прийду.
Так уж было у них заведено. После каждого длинного урока, Архибальд скрестив ноги, начинал рассказывать своему внуку интересную историю из своей жизни, тем или иным образм перекликающуюся с темой пройденного урока.