Что есть истина? И как до неё дойти? Особенно если это касается истории, истории хозяйственного развития и истории экономических учений в частности. В стародавние времена, когда религия играла важную роль в жизни человека, летописцы, жившие при правителях, излагали происходящие события с позиции интересов правителя и церкви. В эпоху Ренессанса, Реформации церкви и первой научно-технической революции, появились работы социального характера, описывающие события и подвиги правителей уже с позиций государства и общества, а церковь отошла на второй план, хотя и продолжала достаточно активно влиять на жизнь людей. Сегодня задача исследователя в области истории экономической науки является не только поиск истины, но и объективное и всестороннее её изложение с целью дальнейшего её изучения исследователями в след идущими, для разработки экономических рекомендаций и формирования экономической политики государства.
Как отмечал русский историк и историограф Василий Осипович Ключевский, надобно найти смысл и в бессмыслице, именно в этом неприятная обязанность историка, а в умном деле найти смысл сумеет всякий философ.
Определяя смысл и пользу изучения истории, представитель неоавстрийской школы, экономист Людвиг фон Мизес в своей работе «Теория и история: Интерпретация социально-экономической эволюции», сравнивая свое понимание задач истории с взглядами немецких историков, отмечал, что задача истории – регистрировать не все прошлые события, а только исторически значимые. Поэтому необходимо найти критерий, который позволил бы отфильтровать то, что является исторически значимым, от того, что таковым не является. А, по мнению представителей исторической школы, изучение истории обеспечивает человека дорожными указателями, показывающими ему путь, по которому он должен идти. Человек может добиться успеха только в том случае, если его действия согласуются с тенденцией эволюции. В обнаружении этих тенденций и состоит главная задача истории. Мнение представителей исторической школы видится более значимым с позиции реалий XXI века, так как все еще не появился тот, кто бы нашел критерии, которые позволили бы отфильтровывать то, что является исторически значимым от того, что таковым не является. И следует ли это делать? В связи с чем, основную задачу, автор данной монографии видит в изложении материалов, связанных с ретроспективным анализом возникновения и развития экономической мысли Германии, прошедшей путь от экономической политики вольных городов, «воспитательного, национального протекционизма» Фридриха Листа, до ордолиберализма второй половины XX века и экономической политики современной Германии XXI века, с её успехами и неудачами, в условиях кризиса мировой миграции, пандемии коронавируса и той вакханалии вокруг санкций России, в которой она участвует. Идеи исторической школы действительно были продуктом среды, в которой они возникли и дали корни для формирования экономической политики и гитлеровской Германии, и Германии послевоенной, и достаточно значимые ростки дали в царской России (достаточно вспомнить экономическую политику С. Ю. Витте).
И ещё, в 1956 году в Западной Германии увидела свет книга немецкого профессора и политического деятеля Людвига Эрхарда «Благосостояние для всех», имевшая огромный успех среди читателей. Вышедшая в 1991 году в России (первое репринтное издание на русском языке вышло в ФРГ ещё в 1960 году) эта книга и в нашей стране стала бестселлером, хотя буквально, через несколько лет была незаслуженно забыта. Опыт и мысли, изложенные в ней, были бы весьма интересны и для наших реформ. Ее автору Людвигу Эрхарду, этому замечательному ученому, посчастливилось успешно реализовать свои научные мысли и идеи, будучи министром народного хозяйства, вице-канцлером, а затем и канцлером Западной Германии (1963—1966гг.).
За десять послевоенных лет Западная Германия не только восстановила разрушенное хозяйство, но и позволила заговорить о своей экономике во всем мире как о «немецком чуде». И сегодня, объединенная Германия устойчиво занимает одно из лидирующих мест в рейтинге самых состоятельных демократий мира, преодолевая трудности современных условий мирохозяйственных отношений. Однако о «немецком чуде» и его авторе мало кто сегодня помнит.
Как отмечено выше, Германия и сегодня одна из успешных стран мира. Что делает эту страну успешной и стабильной? – социальное рыночное хозяйство, у истоков которого и стоял Л. Эрхард и его команда, получившая редкую возможность экспериментально отрабатывать свою стратегию в течение десяти послевоенных лет, день за днем, проверяя ее практикой и убеждаясь в своей правоте. «Духовным отцом» этого социального рыночного хозяйства по праву считают другого яркого немецкого ученого Вальтера Ойкена, основоположника самостоятельной ветви современного неолиберализма – ордолиберализма и «Фрайбургской школы», ученика Вернера Зомбарта, не менее яркого представителя социально-психологического направления исторической школы Германии.
А так же, следует отметить, что послевоенная Германия осудила и переосмыслила свое прошлое, связанное национализмом, «государственным социализмом», тоталитаризмом и фашизмом, с которыми, на протяжении почти столетие, заигрывала, начиная с середины ХIХ века, когда на немецкой земле стали зарождаться теории «национального протекционизма» и «государственного социализма», революционного марксизма и берншейнианского социал-реформизма. Нити всех этих теорий можно связать с величайшим явлением в экономической мысли Германии ХIХ века – исторической школой и наследием Фридриха Листа, ретроспективный анализ которой и формирования моделей государственного регулирования экономики, предлагаются вниманию читателей, интересующихся проблемами экономической теории, государственного регулирования экономики, истории экономики и экономической мысли. Как известно, история любой науки персонифицирована. Идеи, концепции, теории являются результатом мыслительной деятельности лучших умов, направленной на то, чтобы разобраться в прошлом, понять настоящее и заглянуть в будущее. Изучая историю экономической науки, мы изучаем теории и рекомендации конкретных людей, живших в условиях конкретного места и времени.