Основные особенности географии Армении
По определению географа Р. Бланшара[1], Армения – это «огромный горный массив, который возвышается над Закавказской и Месопотамской низменностями» и в основном «состоит из соединенных боками складок, погруженных в вулканические породы» и плато. То есть это «большая естественная крепость, за стенами которой скрываются столы, бассейны и дворы». Отсюда «резкий контраст между горными стенами периферии и более ровным по сравнению с ними рельефом внутренних областей» (средняя высота пограничных хребтов от 3000 до 4000 м, а внутреннего плато – от 1500 до 1800 м). Но во внутренних областях, кроме этого, есть еще один контраст – противоположность между «пустынными и суровыми высокими горами и плодородными котловинами с оседлым населением. По этим котловинам и рассредоточена Армения».
Невозможно лучше выразить словами две характеристики географии этой страны: ее коренное отличие от всех остальных стран Передней Азии и замкнутость в себе. Из этих географических посылок вытекают две постоянные черты истории Армении: с одной стороны – сильный характер армянского народа, позволивший ему пережить все вторжения, все чужеземные власти, все катастрофы; с другой – неискоренимый устаревший феодализм, который с античной эпохи и до 1064 года ослаблял Армению и вызывал в ней разногласия.
Укрепления армянской крепости – горы на северной границе
В согласии с этими общими данными территория Армении делится на несколько зон, каждая из которых имеет свои ярко выраженные особенности.
Главная – это горы, которые отделяют Армению на севере от Закавказья, главным образом от грузинских земель, а на юге – от Месопотамской равнины. Уже Страбон[2] (XI, 14, 2) отмечал, что «по краям Армения почти везде состоит из суровых гор».
Этот северный хребет очень высок. Он делится на три практически параллельные цепи, которые, изгибаясь, образуют вогнутую дугу с запада на восток от северного города Эрзинджан до уровня Тифлиса и затем до окрестностей города Шуша.
В северо-западной части этой зоны, от Батума до перевала Сурам, средиземноморский климат с обильными дождями и мягкими температурами благоприятен для буйства растительности в горах, но только на северных склонах. Именно этот край в Античности был известен под названием Лазика. Именно там «перемешанные в беспорядке хребты и пропасти, поросшие непроходимым подлеском из остролистов, лавров, азалий и рододендронов», где река Чорох (в древности Акампсис) и ее приток Олты-Чай пробили себе узкие русла-ущелья через эти пограничные цепи гор. Об этом особенно хорошо сказано в описании военных походов императора Византии Василия II.
Еще северный склон пограничных гор, которые отделяют Армению от Гурии и от Имеретии (древней Колхиды), покрыт еловыми лесами. А вот противоположные, южные склоны – голы. Но когда мы покидаем бассейн Черного моря, то чем ближе оказываемся к бассейну Каспия, тем сильнее такая же сухость захватывает и северный склон. В верховьях Куры в древней области Холавер в окрестностях Ардагана или Ардахана, к северу от Карса, еще выпадают понтийские дожди, но дальше к востоку горы уже голые. Однако дно долин и особенно ущелий здесь по-прежнему украшено лесами. Так, долина Акстафа в области Лори знаменита как раз еловыми лесами, платанами и гигантскими ореховыми деревьями.
Повторим: северный пограничный хребет дугой огибает край от Эрзинджана до Ардагана, от Ардагана до озера Севан, проходя через древние области Тайк, Колавер, Алоц и Гугарк, в древности называвшийся Гогарен. Возле Севана хребет раздваивается, окружая озеро и охватывая область Карабах (окрестности городов Гянджа и Барда) и «плато, образованное слоями лавы; эти высокогорные земли, находясь посреди гор, покрыты степной растительностью» и прекрасно орошаются южными правобережными притоками Куры.
Река Аракс прокладывает себе путь между горами: на севере – Сюника, области между озером Севан и Нахичеванем, и Карабаха, на юге – горы персидского Азербайджана – и напрямую связывает Армению с Ираном. Долина одного из южных притоков Аракса, реки Кызыл-Чай – той, которая орошает в Азербайджане область Хой (по-армянски – Гер), всегда служила иранцам во время их вторжений путем, по которому они проникали в Армению со стороны города Джульфы и области Нахичевань, древнего округа Гохтен, или Гохтн. Восточнее, выходя из Армении, Аракс питает своими водами травянистые степи Аррана (на левом берегу) и Мугани (на правом). Эти степи всегда служили тюрко-монгольским кочевникам промежуточной остановкой по пути к крепости Армении. Расположенные на этом направлении друг за другом Карабах, Сюник и Гохтн были, почти как во Франции область Марш, обречены судьбой на противостояние этим волнам, приходившим из степи. Однако в здешнем климате ясно чувствуется соседство Иранского нагорья: он такой же, как в засушливых степях Персии. Горы здесь голые и блестят, как металл; города же с прилежащими районами похожи на оазисы: виноградники, хлопковые плантации и рисовые поля, укрытые тенью огромных платанов, – и представляют резкий контраст с окружающей их пустой, безжизненной местностью.
Укрепления армянской крепости – горы на южной границе
Южная пограничная зона – горный массив Кандиль на территории Курдистана, который отделяет Армению от местности, ранее составлявшей Месопотамию. Костяк этого массива – хребты, протянувшиеся с востока на запад. На юго-востоке они возвышаются над Ассирийской равниной на 3000 м. Эти области у древних географов назывались Моксоэна и Кардуэна, а в армянских документах – Мокк и Корчайк. Эта же горная система продолжается на запад от области Битлис до Харпута и Малатьи на юге. Это «Таврские горы Армении». Они возвышаются над древней провинцией Хойт, над Сасуном, над Балу и над средневековой провинцией Ханзит, или Ханзет (она же Харпутская область), частью провинции Софе, древней Софены. Тигр, Евфрат и их притоки, чтобы спуститься с армянского массива, выдалбливают себе в этой кайме из гор «ужасные разрезы» – настоящие каньоны. Такие ущелья проложили себе восточные притоки Тигра через хребет Хемсдинан в провинциях Корчайк и Тморик и южной части Ахбага. Таковы ущелья Евфрата с их поворотами под острым углом и «участками, похожими на раны от штыка», между землями древней Софены и территорией древней Коммагены, особенно в упомянутой провинции Ханзит между Харпутом и Гаргаром.