Пьер-Шарль Левек и его «История Российская»
Пьер-Шарль Левек – известнейший французский историк XVIII – начала XIX вв., литератор, переводчик, педагог, антиковед, талантливый философ, моралист, знаток изящных искусств и художник-гравер. Однако сегодня его сочинения во многом забыты. Среди них особое место занимает «История Российская», стоящая в ряду выдающихся историко-философских трудов, оказавших значительное влияние на формирование образа нашей страны в глазах европейского и, в частности, французского общества.
Левек родился в Париже в семье мелких чиновников-буржуа и был вторым ребенком в семье. Мальчик получил начальное образование в отчем доме, закончил пансион и поступил в «Коллеж Четырех Наций»>[1]. Он выбрал стезю гравера, отдав этому делу тринадцать лет жизни. Гравюры Левека приобрели заслуженную известность и были отмечены среди лучших работ XVIII в.
В 1761 г. последовала публикация его первого пробного литературного произведения – «Сны Аристобула – греческого философа, с кратким изложением жизни Формозы, французского философа», а в 1775 г. вышла вторая работа – «Человек нравственный». Возможно, именно эти труды привлекли внимание Д. Дидро. В 1773 г. по его рекомендации Левек был приглашен в Россию Екатериной II. Вернувшись в 1789 г., он вскоре опубликовал многотомную «Историю Российскую».
В 1789 г. Левек был избран в Академию надписей и изящной словесности, а в 1795 г. за вклад в науку Директория сделала его членом Временного комитета по делам искусств>[2] и действительным членом 2-го класса Национального института, он вошел в список 48 ведущих ученых Франции. В 1804 г. ученый получил Орден Почетного легиона и Крест из рук Первого консула Наполеона.
В период пребывания в России Левек опубликовал свое первое подписанное философское произведение – «Человек нравственный, или Человек, рассмотренный как в состоянии первозданной природы, так и в обществе». Затем этот же труд вышел на немецком языке в Нюрнберге (1776). Его исправленный и дополненный вариант был напечатан под названием «Человек нравственный, или Принципы обязанностей, следующих из общего обозрения цивилизации». Автор считал его лишь кратким «наброском истории человечества». В 1779 г. Левек опубликовал второе произведение философского жанра – «Человек как мыслитель, или Опыт истории человеческого духа». В его первых философских сочинениях достаточно отчетливо прослеживается влияние теории Монтескьё и идей ряда французских философов. Но самым крупной его работой, написанной в Санкт-Петербурге и принесшей ему европейское признание, стал его фундаментальный труд об истории страны, в которой он тогда проживал.
Выход «Истории Российской» Левека стал выдающимся европейским научным событием. В ней впервые в мировой историографии было дало связное изложение истории России с древнейших времен до конца XVIII в., предназначенное для широкого круга европейских читателей. «История Российская» пользовалась большим спросом у читателей: в Италии она издавалась четырежды, став первым иностранным сочинением, знакомящим итальянцев с русской историей.
Однако правящие круги России отнеслись к появлению труда Левека враждебно. В 1783 г. на страницах «Собеседника любителей российского слова» Екатерина II начала печатать свои «Записки касательно российской истории», которые, по ее словам, «сочинены для юношества в такое время, когда выходят на чужестранных языках книги под именем Истории Российской, кои скорее именовать можно сотворениями пристрастными; ибо каждый лист свидетельством служит, с какой ненавистью писан». За ссылками на заботу о российском юношестве скрывалось стремление императрицы укрепить идеологическую незыблемость прерогатив своей власти. По мнению упомянутого Массона, Екатерина возненавидела это сочинение за то, что его автор не побоялся намекнуть, что она была убийцей Петра III и Ивана VI.
Несмотря на «высочайшую» критику, по «Истории» Левека обучались воспитанники крупнейших образовательных учреждений России, в том числе Лицея, когда там учился А. С. Пушкин, она использовалась и в домашнем обучении. Все ее издания имелись в личных библиотеках многих образованных семей России конца XVIII – середины XIX вв.
До появления «Истории» Карамзина труд Левека был для русской элиты единственным систематизированным и полным сочинением по русской истории (в посмертном издании 1812 г. изложение доведено до 1801 г.). С ним были знакомы декабристы. Конкретный пример – оброненное П. А. Катениным замечание: «Левек умнее Карамзина, бесспорно»>[3]. Взглядам декабристов была ближе «История» Левека, чем «История» Карамзина, что было связано с оценкой петровских преобразований и исторической роли русского народа. Интересен факт упоминания сочинения Левека А. С. Пушкиным в одном из черновиков пятой главы романа «Евгений Онегин».
К «Истории» Левека обращались при написании своих трудов Щербатов>[4], Фортиа де Пиль>[5], Карамзин>[6], что служит показателем высокого научного уровня этого труда. Хорошо известна полемика Карамзина с Левеком>[7]. Карамзин неоднократно критиковал французского ученого за преуменьшение реальной исторической роли Петра I, но понимал, что «Россия не мать ему, не наша кровь течет в его жилах: может он говорить о русских с таким чувством, как русский?»>[8]. По мнению Карамзина, используя «ум, вкус и талант, можно выбрать, одушевить и раскрасить» сухие данные летописей>[9]. Первое место среди иностранцев, писавших о русской истории, отводил французскому ученому Н. И. Греч, считавший, что его сочинение «заслуживает отличного уважения»>[10].
Левек свободно владел итальянским, греческим языками и латынью, а чтобы читать летописи и труды современных ему русских историков, сносно выучил русский и старославянский языки. В предисловии к своему труду Левек пишет, что до сих пор французы «имели в своем распоряжении лишь сочинения невежественных>[11] путешественников и случайных людей, в которых правды было чуть-чуть, лжи – целые короба, а имена людей и топонимы искажены до неузнаваемости».
«История Российская» Левека – это своеобразный историко-культурный феномен, онаповлияла не только на европейскую и русскую историографию России XVIII – первой трети XIX в., но и на общественное мнение обеих стран>[12].
В настоящем издании публикуются избранные главы многотомного сочинения П.-Ш. Левека>[13].
>[1] Французский коллеж, часть исторического Парижского университета, ныне Институт Франции – основное официальное научное учреждение Франции, объединяющее пять национальных академий.
>[2] Участие Левека в указанной комиссии не удивительно: в 1792 году он завершил «Словарь живописных искусств, скульптуры и гравюры», начатый скончавшимся в 1786 г. К. Ватле. Хотя Левек привлек к этому наиболее квалифицированных ученых, можно с уверенностью сказать, что большая часть статей в этом издании принадлежит ему самому.