Хэ Чанлин - История Великой Китайской стены

История Великой Китайской стены
Название: История Великой Китайской стены
Автор:
Жанры: Культурология | Этнография | Научно-популярная литература | Зарубежная образовательная литература
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2016
О чем книга "История Великой Китайской стены"

Великая Китайская стена – символ китайской нации, чудо света и поистине грандиозное творение человеческих рук. Из этой книги вы узнаете, как и зачем построили Великую стену, что происходило с ней на протяжении тысячелетий, как она повлияла на китайскую культуру и что скрывается за ее величием. Издание предназначено для широкого круга читателей.

Бесплатно читать онлайн История Великой Китайской стены


Предисловие

Великая Китайская стена – это символ трудолюбия и мудрости китайского народа. Это чудо мировой архитектуры, стоящее наравне с египетскими пирамидами. Это опора всей китайской нации.

Строительство Великой Китайской стены началось в середине 7 века до н. э., когда царство Чу соорудило незамкнутую крепостную стену длиной несколько сот ли[1] для защиты от врагов. В народе ее называли Фанчэн – «квадратная крепость». В дальнейшем царства Ци, Вэй, Цинь, Чжао, Чжуншань и Янь также укрепили свои границы длинными стенами.

В 221 году до н. э. император Цинь Шихуанди объединил Китай и создал первую в его истории феодальную династию. Чтобы защитить государство от северных кочевников хунну[2], Цинь Шихуанди отправил против них генерала Мэн Тяня, а также приложил большие усилия для сооружения Великой Китайской стены. Ее воздвигли на северных границах государства на основе стен, некогда защищавших царства Янь, Чжао и Цинь.

На западе стена начиналась с уезда Линьтао провинции Ганьсу, а на востоке заканчивалась в Ляо-дуне. У этой стены было множество спусков и подъемов, а ее масштабы поистине впечатляли. Именно она стала основой для Великой Китайской стены, какой мы ее знаем.

Во времена династии Хань стена протянулась на запад через Хэси[3] до Синьцзяна. В районе Дуньхуан провинции Ганьсу были построены две заставы – Юймэньгуаннь и Янгуань. Именно здесь проходил всемирно известный Шелковый путь, что ускорило культурный обмен Китая с западными странами и способствовало его контактам с малыми народностями, проживающими в приграничных районах.

После династии Хань строительство стены продолжилось. Так, во время династии Мин стена на востоке протянулась до реки Ялуцзян[4], а на западе – до заставы Цзяюйгуань в провинции Ганьсу, Она напоминала огромного извивающегося дракона, который улегся вдоль северных границ Китая.

Это именно та Великая Китайская стена, которую мы видим и по сей день.

Главный участок Великой Китайской стены – Бадалин, построенный в эпоху династии Мин. Удачное географическое положение и величественный вид принесли ему широкую известность как в Китае, так и за границей. В 1961 году Государственный совет Китая внес Бадалин в список важных культурных объектов, находящихся под охраной государства. В 1990 году Бадалин вошел в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Этот участок Великой Китайской стены очень популярен среди туристов. Он ежегодно привлекает массу посетителей со всего мира. Бадалин можно сравнить с гигантским драконом, который, извиваясь среди горных хребтов, стремится вверх. Поднявшись на него, можно сполна проникнуться величием древней стены.

Великая Китайская стена эпох Чуньцю и Чжаньго

Появление Великой Китайской стены

Многие люди, знакомые с легендой «Плач Мэн Цзян-нюй у Великой стены»[5], ошибочно полагают, что строительство Великой Китайской стены началось при династии Цинь. Однако ее историю можно проследить до периода Весен и Осеней (другое название – Чуньцю; VIII–V вв. до н. э.), а укрепления на ее месте начали сооружать еще раньше.

Возможно, люди осознали необходимость самозащиты уже на заре своего существования. Как только у гоминидов сложились родовые отношения, каждый род начал копать рвы и возводить стены вокруг места своего обитания в качестве оборонительной меры.

Когда в Китае установился рабовладельческий строй, у людей усилилась тяга к гедонизму и одновременно возрос страх перед возможной опасностью. Чтобы обеспечить защиту имущества, нужно было усовершенствовать оборонительную систему. После того как правитель У-ван одержал победу над Чжоу Синем, последним императором династии Шан, и основал династию Чжоу, он пожаловал множество земель и рабов своим родственникам, князьям и заслуженным чиновникам. Те начали строить внушительную стену для защиты своих территорий и имущества. Одновременно на северных границах воздвигли крепости, чтобы защититься от набегов кочевых племен.

Как показывает мировая история, после длительного разделения следует объединение и наоборот. Князи боролись за власть, императорский дом приходил в упадок, и для рабовладельческого строя это было началом конца. Некогда процветающая династия Чжоу также не избежала своей участи. На смену старому рабовладельческому строю пришел новый феодальный, и в то же время началось формирование единого централизованного государства.

В период Весен и Осеней, а также Сражающихся царств (Чжаньго; V–IIII вв. до н. э.] постоянно кипели войны. Старые оборонительные сооружения уже не удовлетворяли новым военным требованиям. Тогда в вассальных государствах возникла идея соединить сигнальные вышки, крепости, горные кручи, траншеи и дороги стенами. Так появилась масштабная оборонительная система, которая могла защитить очень обширную территорию. Она и стала основой Великой Китайской стены.

Чу, Ци, Цинь, Чжао и другие княжества построили на своих границах длинные стены. В Чу и Чжао это была оборонительная линия для защиты от гуннов. Стены Чу и Ци были построены раньше всех, а стены Цинь и Чжао отличались своей длиной и плотностью оборонительных сооружений.

Фанчэн – Великая Китайская стена царства Чу

В 1998 году президент США Билл Клинтон впервые посетил Китай. Осматривая участок Великой Китайской стены Мутяньюй, он спросил, не сдержав любопытства: «Это самая ранняя часть Великой Китайской стены?» Сопровождающий его генеральный секретарь Общества защиты Великой Китайской стены Дун Яохуэй без раздумий ответил: «Нет, это участок Великой Китайской стены времен династии Мин – Мутяньюй, которому в 2004 году исполнилось всего шестьсот лет. А самая ранняя часть – стена царства Чу, Фанчэн, с 2600-летней историей».

Фанчэн означает «квадратная крепость». В исторической хронике династии Хань «Ханьшу» написано: «На территории царства Чу есть длинная стена, именуемая Фанчэн». Во времена династии Хань стена Фанчэн уже называлась Великой Китайской стеной. В книге «Трактат учителя из Хуайнани»[6] она описана как «непрерывная стена Фанчэн». В книге «Комментарий к канону воды», написанной сановником и географом Ли Даоюанем в период Южных и Северных династий, сказано: «Стена Фанчэн соединила горы и реки, она простирается на сотни ли». Судя по этим описаниям, Фанчэн действительно была очень длинной; из них также следует, что ее по праву можно назвать самой ранней частью Великой Китайской стены.

Зачем царство Чу, обладая сильным войском, тратило столько ресурсов на строительство стен? Ответ на это можно найти, изучив его историю и географическое положение. Царство Чу было основано племенем саньмяо в низовьях центральной части реки Янцзы. В начале династии Чжоу племя саньмяо под руководством У-вана участвовало в военном походе против последнего правителя династии Инь. Прошли годы, и правитель царства Чжоу Чэн-ван сделал вождя племени саньмяо вассальным князем на территории Даньян. Именно так образовалось первоначальное вассальное царство Чу, которое к периоду Весен и Осеней постепенно превратилось в могучее государство. В 704 году до н. э. правитель царства Чу по имени Сюн-тун уже располагал огромной территорией. Однако царство Чу находилось на юге Китая и было регионом со смешанным этническим составом, а потому, даже обладая сильной государственной мощью, оно по-прежнему рассматривалось царствами Чжунъюань


С этой книгой читают
В выпуске №4`15 «Избранное» литературно-публицистического журнала «Клаузура» собраны статьи, очерки и рецензии разных лет, посвященные традициям и наследию в культуре и искусстве, а также современным взглядам на происходящие процессы.
Цель «Словаря» – дать по возможности наиболее полное представление о цветовой палитре поэзии Бродского. Помимо общепринятых цветообозначений, в «Словарь» включены все названия цветов и растений. Материалом для «Словаря» послужили все опубликованные стихи Бродского и его неизданные стихотворения, вошедшие в состав самиздатовского четырехтомника, составленного В. Марамзиным, а также хранящиеся в американских и российских архивах. «Словарь» позволит
Двести пятьдесят лет немецкой истории – от 1774 года и до наших дней – разворачиваются сквозь пейзажи Каспара Давида Фридриха, самого немецкого из художников, открывшего всему миру романтическое томление духа. Гёте, например, так раздражала эта специфическая меланхоличность, что он расколотил одну из картин об стол; Диснея работы Фридриха вдохновляли настолько, что стали основой и фоном для знаменитого мультфильма «Бэмби». Нашедший поклонников ср
После взлета в 1980-х и падения в 1990-х жанр хоррор начал умеренный и вместе с тем уверенный подъем в 2000-х гг. Впрочем, ученые еще в 2010 г. констатировали, что критики и поклонники фильмов ужасов рассуждали о жанре в категориях «кризиса». Но вскоре все изменилось. Хоррор расцвел и пережил ренессанс. Появились новые авторы (Роберт Эггерс, Джордан Пил, Ари Астер), новые субжанры (метахоррор, постхоррор, фолк-хоррор), многие классические фильмы
«Конкурс рыбьей красоты» – сборник сказок в стихах для детей младшего школьного возраста. Юный читатель узнает, кто же победил в морском конкурсе, какую одёжку пошила осьминожке рыба-игла, как празднуют Новый год морские жители и многое другое.
Производственный роман из жизни африканских авантюристов. Алмазные прииски, негры с автоматами, саванна, преступления, малярия и прочая обыденность. Все герои и большая часть событий имеют реальных прототипов.
Много лет назад маг заключил в амулет часть бога. С тех пор тот щедро одаряет своих владельцев: кому-то достается могущество, кому-то слава, кому-то мучительная смерть. Не желая оставлять вещицу у тирана, Элла стряхнула пыль с походных ботинок и бежала на человеческие земли. Пусть магическая сила давно не отвечает, но амулет нужно надежно спрятать, чтобы жестокий завоеватель с его помощью не поработил мир. Вот только у богов другие планы, и Элле
Я продаю себя. ОН берет все, что хочет, диктуя условия, щедро за это рассчитываясь. Только «содержанка» звучит унизительно. А «покровитель» – благородно. В наших отношениях я чувствуя себя продажной женщиной.- Мы не переходим границ, никаких чувств и развития отношений, никаких претензий и привязанностей. Ничего, кроме сексуальной связи, между нами никогда не будет! Советую это запомнить, повторять как мантру, и не п