1.1 О евреях, иудаизме и государственном антисемитизме в Минске
О евреях и иудаизме в Минске до времени после Второй мировой войны
Великими князьями литовскими с четырнадцатого столетия стали приглашаться на земли Беларуси ремесленники и торговцы из Западной Европы, среди них было немало евреев. Иудаизм начал свое шествие по беларуской земле, грамоту Витовта 1383-го г., вверенную еврейскому кагалу Бреста, можно считать первым письменным источником, доказывающим факт начала его распространения.
Екатерина Вторая в 1794-м году издала указ, согласно которому евреи лишились возможности переселения за границы «новых», с недавних пор присоединенных к России губерний. Указами 1823-го и 1882-го годов был введен запрет на поселение евреев в находившихся вне территорий местечек и городов местах, а также на приобретение и аренду земельных участков.
«В дореволюционное время в Минске насчитывалось порядка 50 синагог. До настоящего времени сохранились лишь несколько из них. В частности, в Троицком предместье. Это хасидская синагога, которая была построена в самом начале XIX века. Раньше её называли синагогой „кипаевцев ляховицких“. В 1970-м году началась её реконструкция, которая продолжалась более 10-ти лет». Источник: http://sinagoga.by/istoriya-belorusskih-sinagog
Евреи городов Беларуси до 1844-го года имели кагальное управление, кагалу отводилась роль, предусматривающая заведование проблемами сборов налогов, а также всеми общественными делами проживавших в городах евреев.
В 1844-м году имело место издание положения, предполагавшего упразднение кагальной организации и подчинение еврейского населения Беларуси управлению, являвшемуся общим.
Поскольку доля евреев в общей численности населения Минска была весьма высокой, синагоги возводились в большом количестве. Их число превалировало над совокупным числом костелов и церквей.
«Синагога – культовое здание для евреев – выполняла несколько функций – Дома молитв, Дома собраний и Дома учения. В Беларуси синагоги, как деревянные, так и каменные, известны с конца XIV в. В середине ХIХ в. начали строить специальные здания для иешив – (высшее религиозное учебное заведение), в котором также был зал для молитв. Позднее здания некоторых иешив стали использовать как синагоги». Источник: https://irhazor.livejournal.com/78698.html
В Минске в середине и начале двадцатого столетия доля еврейского населения в общей численности городского населения варьировала в пределах тридцати-пятидесяти процентов. Естественно, в таких обстоятельствах активно возводились синагоги.
Синагог и молельных еврейских зданий в городе до революции функционировало согласно некоторым источникам восемьдесят три (другие источники указывают число пятьдесят, и это все равно очень немало). Их число превалировало над совокупным числом католических и православных храмов.
Местное еврейское сообщество Минска состояло главным образом из «митнагдимских» последователей, хотя были и хасиды, у которых имелись свои синагоги [2].
Однако пришло время, и многие минские синагоги исчезли, хотя здания некоторых из них сохранились и стали использоваться по другому назначению. Об этих зданиях написано ниже.
В 1917-м г. в восточной части Беларуси (западную заняли немцы) культовые еврейские здания были в количестве семисот четырех. В Минске их насчитывалось шестьдесят три.
Вторая мировая война унесла жизни девятисот восьмидесяти тыс. евреев. Из них восемьдесят тыс. были евреями западноевропейскими, они нарочно переселялись нацистами, чтобы в Беларуси (включая Минск) быть уничтоженными.
О государственном антисемитизме, уменьшении еврейского населения Минска и малочисленности синагогальных зданий
Каваль. Синагога старый Минск. 1960. м., кар. Источник: http://present5.com/proshloe-nastoyashhee-i-budushhee-sinagog-belarusi-vystavka/
Необходимо понимать (для начала – знать), что с середины девятнадцатого столетия до начала Второй мировой войны Минск являлся, по сути, городом преимущественно еврейским (более половины его жителей были евреями) и, соответственно, иудейским. А с 1936-го года идиш представлял собой полноценный государственный язык (как и беларуский, польский и русский). Очень жаль, что это было утрачено в послевоенные годы.
Конец 1940-х г. г. Это было время запрета иудейских религиозных общин. А с 1956-го г. минские евреи не имели раввина.
Год 1959-й. В данном году имело место закрытие в Минске Центральной синагоги.
«Советы» постарались, чтобы беларуская территория стала территорией, на которой в предперестроечные годы процветал государственный антисемитизм. Евреи не могли себе позволить официально заниматься изучением идиша и иврита.
Евреев (начиная с послевоенных лет) становилось все меньше, а еврейские синагоги и учебные заведения оказались закрытыми либо перестроенными под иные объекты. Но еврейское присутствие не ушло бесследно, его следы до сих пор можно обнаружить.
Еврейское население Минска в перестроечный период (с 1989-го г. по год 1991-й) массово выезжало за пределы Беларуси.
Немного статистики [1]:
«В 1989 году в числе 1154 тысяч минчан – 39 тысяч евреев (всего в Беларуси – 112 тысяч). В 2009 году из 1456 тыс. минчан евреев только 5 тыс. (всего в Беларуси – 13 тысяч)».
На протяжении не одного десятилетия евреи Минска страдали от пятой графы с указанием национальности, которую они называли «пятой болезнью», был государственный антисемитизм и наблюдалось отсутствие полноценной еврейской жизни в городе.
Сегодня мы в Минске можем увидеть лишь несколько зданий, в которых когда-то давно происходило проведение еврейских богослужений. Самое из них крупное – здание Хоральной синагоги.
Возобновление процессов, связанных с восстановлением еврейских общин
«Сегодня в Минске действует шесть еврейских общин, три из которых принадлежит к прогрессивному (реформистскому) иудаизму. Главная синагога Минска. Духовный центр общины, придерживающейся «литовского» направления в иудаизме (так называемые «ортодоксы», последователи Виленского Гаона Элияху бен Шломо Залмана). При синагоге также действует еврейская воскресная школа молодёжной организации «Лех-Леха» [1].
Возобновление процессов, связанных с восстановлением еврейских общин, началось лишь ко времени наступления 1990-х, однако сегодня развитие данных процессов в Минске идет весьма быстро [3]: