Армянский народ сложился в результате длительного процесса ассимиляции древнейших племён, населявших Армянское нагорье индоевропейцами – выходцами из степей Южного Урала. Основными компонентами слагавшегося армянского народа явились: хайасы (давшие самоназвание армян, «хай»), армены (армины), урарты, хетты и друге. По древним армянским легендам у армян было два родоначальника – Гайк (Хайк) и Арам, они служили как бы мифическими данными того факта, что армянский народ сложился в результате слияния двух основных элементов – хайясов и арменов (арминов). В этих сказаниях отразились эпизоды жизни и освободительной борьбы племён хайясов и арменов против ассирийского нашествия в 9-8 веках до н.э. Это легенды о «Гайке и Бэле», об «Ара Прекрасном и Шамирам». Хайасы – древние индоевропейцы, а армены (армины) – представители древних арамейско-семитских племён. Сформировался арменоидный антропологический тип, широко распространенный среди населения Кавказа, Малой Азии, Сирии, который встречается также среди евреев.
Армения и соседние государства, 2 в. до н.э. – конец 4 в. н.э. Большая Советская энциклопедия, т. 3, с. 57
Древнейшая в мире стоянка первобытного человека, относящаяся к шелльской и ашельской эпохам палеолита, находится на территории современной Армении, это холм Сатани-Дар («дар сатаны, сатана с древнееврейского «противодействующий, враг») на юго-западном склоне Арагаца, здесь найдены примитивные орудия из обсидиана и базальта. Среди них: массивные рубила с загзагообразным рабочем краем, отщепы камней, орудия труда.
Одним из древнейших в мире государств возникло у жителей Армянского нагорья, тесно связанных хозяйством и культурой с другими народами Передней Азии, где раньше всех на земле образовались в окружении варварских народов древнейшие государства. Этим первым государством было Урарту. Несколько позже в Северном Причерноморье возникли поселения древних греков. В начале I тысячелетия до н. э. было образовано государство Урарту, которое на протяжении всего тысячелетия занимало главенствующее положение среди других государств Передней Азии. Под его политическим и культурным влиянием находилось множество народов Кавказа и Передней Азии.
Союз армянских племён еще в 6 в. до н.э. занимал территорию распавшегося государства Урарту и страны Хайаса и находился в союзнических отношениях с мидянами и персами. Но персидскому царю Дарию I Гистаспу, вставшему на путь завоевательной политики, удалось сломить сопротивление армян и присоединить Армению к персидской монархии в качестве двух наместничеств (сатрапий) – тринадцатого и восемнадцатого (в 521—518 гг. до н. э.).
На рубеже 5 – 4 вв. до н. э. греческий историк Ксенофонт описывает армян как оседлое земледельческое население, основной формой организации которого была сельская община. Армянская родовая знать принимала участие в государственном аппарате персидской династии Ахеменидов.
Ещё в середине 19 в. на скале, на берегу озера Севан, была обнаружена первая урартская надпись, сделанная по приказу царя Русы I, жившего в 8 в. до н. э. Позднее около Еревана был найден обломок плиты с надписью, где значилось имя одного из последних урартских царей. Дальнейшие поиски привели к открытию в этом месте города. Был обнаружен укрепленный урартский город Тейшебаини, построенный царем Русой II около середины 7 в. до н. э. Археологические раскопки раскрыли картину хозяйственной и политической жизни этого города. В центре его находилась сложенная из огромных, грубо обработанных камней и глиняных блоков крепость. Вокруг нее лежали городские кварталы, застроенные одинаковыми каменными домиками. В цитадели были обнаружены развалины дворца урартского наместника. Дворец представлял собой огромный комплекс строений, возведенных из сырцового (необожженого) кирпича; он расположен уступами на склоне холма и состоял более чем из ста комнат. Естественно, что лучше всего сохранилась нижняя часть постройки, дворцовые кладовые. В них-то и найдены выдающиеся произведения урартского искусства. Это декоративно украшенные изображениями львов и быков бронзовые щиты царей Аргишти и Сардури, металлические шлемы, колчаны с барельефами всадников и коней, запряженных в колесницы (первая колесница создана в древних городах-варах на Южном Урале). Надпись на одном из шлемов гласит: «богу Халду, владыке, Сардур, сын Аргишти, подарил жизни ради». Шлем величествен и красив. На нем изображен ряд священных деревьев, по сторонам которых стоят боги в рогатых шлемах, а за ними войско – всадники и боевые колесницы. В одной из кладовых крепости было открыто множество бронзовых чаш с надписями. Среди предметов, найденных во дворце, было много украшений, привезенных из Ассирии и Египта. Среди прочих предметов найдено значительное количество глиняных табличек с клинописными текстами. Это наводит на мысль, что в крепости хранился клинописный архив. Вероятно, на холме Кармир-Блур располагался административный центр северной части страны, крепость, в которой жил наместник и находился военный гарнизон.
Большое количество археологических материалов раскрыло и другое назначение этого центра – город был не только административным и военным, но и хозяйственным центром. В огромных кладовых, в специально вделанных в пол громадных сосудах хранились большие запасы зерна пшеницы, ячменя, проса, фрукты. В одном из подвалов обнаружены сосуды со специальными соломенными фильтрами внутри, служившие, видимо, для варения пива. В отдельной кладовой хранилось вино. Глиняные сосуды для вина поражают колоссальными размерами, емкость некоторых из них доходила до 1500 л. В ходе раскопок найдены и сельскохозяйственные орудия труда, с помощью которых производились все эти продукты. В подвалах были обнаружены железные серпы и мотыги, грубые зернотерки, состоящие из двух камней, заменявших собой жернова, массивные ступки-крупорушки и другой сельскохозяйственный инвентарь. Очевидно, огромные запасы продовольствия стекались в подвалы крепости с обширной подвластной территории.
Вокруг крепости раскопаны жилища простых общинников, которые дают представление об их повседневной жизни. Дома были построены целыми кварталами. Отдельное жилище состояло из двух-трех помещений. Одно из них до половины было покрыто кровлей, которую поддерживали столбы. Другая половина имела вид глухого дворика, в котором был устроен врытый в землю очаг. Удалось установить, что обитатели этих домов не имели своих постоянных хранилищ для продуктов, не держали около домов скота. В урартских домах не было почти никакой мебели, что характерно не только для Урарту, а для всех стран Древнего Востока. Домашнюю утварь составляли в основном глиняные сосуды, в которых хранили продукты, мелкие вещи. В каждом доме находились поделки из кости и дерева: ложки, совки, коробочки. Пища приготовлялась из ячменя, проса, бобовых растений и растительного масла. Считают, что в жилищах, расположенных за пределами цитадели, жили ремесленники, воины и рабы, которые не вели собственного хозяйства.