Об истории использования лекарственных растений в косметологии
Эмпирическая (развившаяся на основании собственного жизненного опыта человека, научно необоснованная) косметология возникла в глубокой древности, на самых ранних этапах сознательной жизни человечества. Даже в те далекие времена, когда поля Западной Европы покорялись рыцарями и разделялись феодалами или патриотически настроенная толпа французов громила Бастилию, умы ученых и врачей были заняты одним из не поддававшихся рещению вопросов: как помочь людям избавиться от проявлений себореи?
В сочинениях греческих ученых эпохи Гиппократа можно найти описание поражений кожи (утолщение, шелушение, воспаление), сходных по некоторым признакам с себореей. Заболевания кожи объединялись под названием «лихен» (дерматозы с неровной поверхностью кожи и шелушением), «псора» (сухие и мокнущие дерматозы), «альфос» (ахромические пятна на коже), «греческая лепра» (зуд, утолщение кожи и шелушение), себорея (салотечение) и др. К сожалению, установить древние способы и методы лечения себореи в настоящее время не представляется возможным. Следует только предположить, что в древности кожные заболевания (псориаз, витилиго, себорею, облысение, экзему, лепру, грибковые и гнойничковые болезни и др.) с успехом лечили препаратами растительного происхождения.
Жизненный опыт тогда был единственной формой изучения окружающего мира. Полезное отбирали и запоминали. «По всей вероятности, – писал Чарлз Дарвин, – все питательные, возбудительные и целебные свойства самых невзрачных растений каждой страны были открыты дикарями, которые были вынуждены к тому крайней необходимостью, прошли через многочисленное множество таких опытов, а приобретенные на практике познания передавали друг другу и потомству изустно. Например, не удивительно ли, что в трех отдельных частях света туземцы сумели отличить среди массы других местных растений, что листья чая, мате (парагвайский чай) и плоды кофе содержат в себе вещество питательное и возбуждающее, которое при химическом исследовании оказывается во всех трех растениях тождественным».
Обширный материал об использовании лекарственных растений для лечения дерматозов обнаружен при изучении древнеегипетского папируса, названного «Книга приготовления лекарств для всех частей тела», написанного более 3000 лет назад и найденного немецким ученым Георгом Эберсом. В этой книге содержатся рецепты препаратов, применявшихся древними египтянами для лечения многих заболеваний. В древних папирусах имеются сведения и о таких растениях, как мята, подорожник, мирт и др. Египтяне в лечении дерматозов использовали огромное количество лекарств, большая часть которых – растительного происхождения (алоэ, подорожник, можжевельник и т. д.).
В медицине Древнего Вавилона, в частности при ассирийском царе Ашурбанипале (около 600 до н. э.), также использовались целебные свойства растений. Среди многочисленных обнаруженных глиняных табличек несколько десятков из них были посвящены тому или иному лекарственному растению (например, солодке и др.).
В VI в. до н. э. в Китае была написана книга «Ней цзин». Автор ее – врач Вэнь Цао. Известен фармакологический сборник лекарственных средств Ли Ши Чжэня (1522–1596) «Основы фармакологии», в котором дана подробная характеристика 1892 средств из лекарственных растений. Эта книга не утратила своего значения до сих пор и переведена на многие языки мира.
Древнеиндийские врачи использовали большую группу лекарств (около 760 г.), значительная часть которых имела растительное происхождение. «Если посмотреть вокруг взглядом врача, ищущего лекарственные средства, то можно сказать, что мы живем в мире лекарств. Нет в мире вещества, которое не годилось бы в качестве лекарства», – гласит одна из заповедей древнебуддийской медицины (В.М. Сало, 1975).