Аркадий Арк - Как религиозные учёные предают науку. На примере Планка и Ньютона

Как религиозные учёные предают науку. На примере Планка и Ньютона
Название: Как религиозные учёные предают науку. На примере Планка и Ньютона
Автор:
Жанры: Религиоведение / история религий | Социальная философия | Книги по философии
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2021
О чем книга "Как религиозные учёные предают науку. На примере Планка и Ньютона"

В книге разговор пойдёт о заблуждениях великих умов науки, о тех заблуждениях, которые оказывают вредное влияние на целые поколения и вырождаются в чудовищные нелепости, которым верят неразвитые умы. Но ещё хуже то, что эти великие имена оказывают вредное влияние и на саму науку, на ту деятельность, в которой они чего-то достигли и стали великими. Читатель увидит, каким образом религиозные учёные, даже сами не желая того, предают науку, идя на поводу у своих заблуждений.

Бесплатно читать онлайн Как религиозные учёные предают науку. На примере Планка и Ньютона


Вначале приведу цитату философа Артура Шопенгауэра, которая как нельзя лучше сообщает суть всего нижеследующего текста:

«Как ошибки правителей искупаются целыми народами, так заблуждения великих умов распространяют своё вредное влияние на целые поколения, на целые века, растут и развиваются и, наконец, вырождаются в чудовищные нелепости».

Теперь читателю понятно, что ниже разговор пойдёт о заблуждениях великих умов науки, о тех заблуждениях, которые действительно оказывают вредное влияние на целые поколения и вырождаются в чудовищные нелепости, которым верят неразвитые умы. Но ещё хуже то, что эти великие имена оказывают вредное влияние и на саму науку, на ту деятельность, в которой они чего-то достигли и стали великими. Читатель увидит, каким образом религиозные учёные, даже сами не желая того, предают науку, идя на поводу у своих заблуждений.

Любой атеист в споре с религиозными верующими слышал «аргумент от авторитета», мол, такой-то «великий учёный верил в бога, а ты разве умнее его». Нередко приводят имена Планка, Ньютона, Лейбница, Паскаля и прочих учёных прошлых веков. Реже называют современных учёных, т.к. мало их знают, но часто ссылаются на имена нобелевских лауреатов, среди которых якобы больше верующих в богов. Так, недавно один приверженец филоистики (научной философии) прислали мне доклад Макса Планка, на который ему во время спора указал религиозный оппонент, как на доказательство совместимости науки и религии, якобы это «научно аргументирует в своём докладе» сам Планк.

Понятно, что я заинтересовался этим докладом Планка, и, как выяснилось, не напрасно. Это очень любопытный документ. Он довольно широко раскрывает и ярко демонстрирует два важных вопроса. Первый: совместима ли наука и религия. Второй: насколько негативно религия влияет на науку и самих религиозных учёных. В прошлом веке на территории всего Советского Союза эти вопросы показались бы просто смешны. Но, к сожалению, сегодня, в XXI веке, они вновь стали актуальны. Поэтому предлагаю читателям вместе со мной проанализировать доклад Планка и выяснить, чего в действительности стоит религиозная вера учёных. Также несколько слов в конце будет сказано о Ньютоне, на которого в своём докладе ссылается Планк. Читатель убедится в том, что едва только учёный начинает некритично относиться к религии, как он тут же перестаёт быть учёным и предаёт свою науку, начиная руководствоваться не научными принципами и методами, а невежественными представлениями, не имеющими под собой никакой научной или даже фактической основы.

Итак, начнём. Свой доклад Макс Планк читал в Дерптском университете в мае 1937 года, а в следующем году доклад был издан. Отметим, что в начале своего доклада Планк вполне правдив, непротиворечив и научен. Вот что он пишет:

«В прежние времена естествоиспытатель, желая рассказать широкому кругу лиц, состоящему не только из специалистов, о теме, относящейся к своей работе, был вынужден, для того чтобы пробудить у слушателей некоторый интерес, связывать по возможности свои рассуждения в первую очередь с наглядными, взятыми из жизни представлениями. Он должен был оперировать примерами из техники, метеорологии или биологии и, исходя из них, разъяснять те методы, посредством которых наука пытается продвинуться от конкретных частных вопросов к познанию всеобщих закономерностей. Теперь дело обстоит иначе. Точная методика, которой пользуется естествознание, показала себя за многие годы столь плодотворной, что позволяет ныне подойти к менее очевидным вопросам, чем вышеназванные, и с успехом применяется к проблемам психологии, теории познания и даже к общим мировоззренческим проблемам, исследуя их с естественнонаучной точки зрения. Можно, пожалуй, сказать, что в данный момент не существует ни одного сколько-нибудь абстрактного вопроса человеческой культуры, который не был бы как-то связан с естественнонаучной проблематикой».

Далее Планк поднимает как раз тот самый вопрос, который составляет суть нашего разговора и цель любого спора между атеистами и религиозными людьми, то есть имеет ли право учёный быть религиозным и верить в бога, притом, что наука противится этой вере:

«Я ни в коей мере не желал бы даже в малейшей степени попытаться поколебать почву под ногами у тех, кто в ладу со своей совестью и кто уже обрел прочную опору, что для нас важнее всего в жизни. Это было бы безответственно как по отношению к тем, кто столь тверд в своей религиозной вере, что на него не может повлиять естественнонаучное познание, так и по отношению к тем, кто отказывается от занятий религией и довольствуется этикой, диктуемой непосредственным чувством. Но такие люди, вероятно, образуют меньшинство. Ибо слишком впечатляющи уроки истории всех времен и народов, которая учит нас, что именно наивная, ни в чем не поколебимая вера, которую религия дарит своим приверженцам, дает наиболее мощные стимулы к творчеству, причем в области политики не меньше, чем в искусстве и науке».

Здесь отметим, что атеисты во времена Планка, как в науке, так и в обычной жизни, особенно за пределами СССР, действительно, были в меньшинстве. В меньшинстве они и сегодня, что никак не влияет на вопрос истинности или ложности атеизма, т.к. известно, что большинство не всегда оказывается правым. Также отметим, что Планк называет религиозную веру с одной стороны наивной, с другой стороны непоколебимой, что на первый взгляд кажется странным, т.к. под спудом доказательств, казалось бы, вера должна уступать место очевидному и доказанному. Но она остаётся непоколебимой именно потому, что наивна, то есть, не способна серьёзно оценивать факты и действительность. Увы, но наивна и неглубока она даже у религиозных учёных, и это особенно видно, когда они отходят от науки и пытаются защитить религию. Ниже читатель увидит это на примере доклада Планка. Здесь же вызывает вопросы только его заявление о том, что религиозная вера якобы даёт «наиболее мощные стимулы к творчеству… и науке». Это весьма спорное заявление, можно даже сказать, ложное. Тем более, что в своём докладе Планк ничем не подтвердил это своё заявление. Далее он пишет:

«Этой наивной веры, и в этом мы не смеем обманываться, теперь уже нет даже в самых широких слоях народа; ее нельзя оживить задним числом с помощью рассуждений и предписаний. Ибо верить – это значит принимать нечто за бесспорную истину. Однако познание природы, непрестанно нащупывающее верные пути, привело к тому, что для человека, хотя бы немного знакомого с естественными науками, ныне просто невозможно признавать правдивость многих сообщений о чрезвычайных событиях, противоречащих законам природы, о чудесах природы, которые, как правило, служили важными подпорками, подкреплявшими истинность религиозных учений, и которые раньше безо всякого критического анализа воспринимались просто как факты».


С этой книгой читают
Основная проблема философии заключается уже в самом отношении к ней. Одни профессора от философии путают философию с теософией и метафизикой, другие – с мировоззрением, третьи – с любым теоретическим построением на темы мироздания. Отсюда и возникает нелепейший вопрос: является ли философия наукой? Вторая значительная проблема философии состоит в терминологии, так сказать, в языке философии. Об этих и многих других проблемах современной философии
Философ Лев Балашов утверждает: «Философы, как и все другие, отнюдь не защищены от словоблудия, глупости, заблуждений, вредных и злых мыслей… Можно привести немало примеров, когда даже знаменитые философы говорили глупости или вредные-опасные мысли». С этим трудно спорить. Все мы люди, все мы ошибаемся. Но есть наука о правильном мышлении, которая позволяет философам избегать хотя бы элементарных ошибок. Философ-филоист Аркадий Арк даёт свою оцен
Книга рассказывает о том, что собой представляет философия сама по себе, без отношения к какому-нибудь философу или философской школе. Доходчивым и простым языком философ объясняет необходимость и неизбежность философии для каждого человека; показывает, как зарождается философия; говорит о современном отношении к философии и о том, каким должно быть это отношение для правильного понимания философии как природного явления, как мыслительной деятель
Перед читателями пятая книга философа Аркадия Арка из серии «Критика вузовской философии». Эта книга посвящена разбору популярного учебника по философии профессора, доктора философских наук А.Г. Спиркина. По мнению А. Арка, в данном учебнике в совершенно скверной форме преподносится не только сама философия, но и её место в научной системе познания.
Кто я? Я есть я. Окончательный ответ навопрос об экзистенциальной реальностиВера в Бога, совместимая с наукой.Современный.
Ступенчатые пирамиды, висячие мосты, мощеные дороги, террасы для земледелия, сложные системы ирригации, точный календарь, прочие великие изобретения и… человеческие жертвоприношения, впечатлившие бы даже опытных хоррор-мейкеров. Если в детстве вы запоем читали истории про индейцев Центральной и Южной Америки, их кровожадных богов и проклятые сокровища, то самое время надеть панаму от палящего солнца, вооружиться биноклем, блокнотом и этой книгой
Книга «Nothing & Dot» (i.m.constant) затрагивает важнейшие и актуальные вопросы современной философии и отвечает на них с позиции ультра-идеализма. Через осознание четвертого измерения и четырехмерности открывается Путь к решению более сложных задач, стоящих перед наукой третьего тысячелетия. Содержание и смысл книги, если он правильно понят, приводит к реорганизации рассудка.
В книге «На святом престоле дьявол» исследуется сложный и противоречивый путь Римской католической церкви через призму жизни двенадцати понтификов, оставивших значительный след в истории. Но какой?
Эта книга – сборник веселых рассказов, пьес и детективов о нашей, не всегда веселой жизни в начале XXI века. Она создана для того, чтобы вы улыбнулись.
Вторая книга цикла «Русские княгини» – первая посвящена полоцкой княгине Рогнеде, третья – жене князя Игоря, знаменитой Ярославне. Как и в других романах славянского цикла, действие происходит на земле, в небесах и подземном мире, а потому волхвы, духи и древние боги тут появляются все время. Конечно, это не исторический роман, а мифомистика – любимый жанр автора
Эта прекрасная книга поэта-фронтовика Якова Лазаревича Акима состоит из трех разделов. В первом разделе – лучшие стихи для детей. Второй раздел – сказки в стихах «Песенка в лесу» и «Девочка и лев», по которым были созданы замечательные мультфильмы. Третий раздел – это необыкновенно увлекательная сказка «Учитель Так-Так и его разноцветная школа».Открывается книга предисловием критика Владимира Александрова.
Если вы устали плыть по течению и хотите изменить жизнь – начните прямо сейчас! Автор книги, известный психолог Константин Довлатов разработал уникальную методику, которая преобразит вашу жизнь, – «Духовную интеграционику».Методика запускает скрытые ресурсы и способности, благодаря которым вы начинаете принимать правильные решения, привлекать нужных людей, ваше самочувствие улучшается, все складывается удачно, как бы само собой. Изменения происхо