Истории, которые создают наше будущее
Михаилу Михайловичу было неловко. Ему захотелось снять пиджак, но он подумал и лишь ослабил узел галстука. Неожиданно он почувствовал себя стариком в группе коллег. В последнюю минуту в комнату зашел айтишник Никита и перевес в сторону молодых стал очевиден.
Никита извинился – менеджер по персоналу только вчера сообщила ему об уникальной возможности стать участником программы «Эффективный топ-менеджер банка». Авансом, на вырост, как подающему надежды и попавшему в кадровый резерв сотруднику.
Михаил Михайлович заметил, как Никита, когда здоровался с каждым из участников, споткнулся о него взглядом. Должно быть, молодому специалисту тоже не по себе оказаться в группе начальников, да еще и возрастных.
Групповой коучинг4, который был одним из элементов развивающей программы для менеджеров банка, предполагал работу в малых группах по пять-шесть человек. Это когда в течение нескольких часов участники по очереди делятся своими проблемами и советами друг другу. А ведущий-консультант помогает создать доверительную атмосферу и достичь эффекта разговора с попутчиком в поезде, которому собеседник готов излить душу.
В данном случае в роли консультанта выступала я. Мне посчастливилось стать членом команды консультантов на проекте для нескольких сотен менеджеров крупного банка. Проектом руководил профессор европейской бизнес-школы – ученик Кетса де Вриса5, гуру коучинга в бизнесе. Менеджеры банка активно участвовали в программе и были заряжены на развитие. Работа в группах проходила динамично, участники радовались возможности поделиться опытом с коллегами.
В этот раз группа собралась необычная. Михаил Михайлович – пятидесятидевятилетний заместитель председателя правления банка – рядом с двадцатипятилетним Никитой. Остальные участники – среднего возраста. Три поколения в одной комнате.
Эксперты все чаще призывают нас быть готовыми к появлению в офисе одновременно четырех поколений из-за увеличивающейся продолжительности жизни. Но мне как консультанту и трех поколений было достаточно, чтобы прочувствовать сложность задачи. Я переживала, сработает ли метод. Будет ли рассказ почти шестидесятилетнего топ-менеджера интересен его молодому коллеге. И наоборот.
Когда Михаил Михайлович, следуя сценарию группы, начал рассказывать о себе, он оказался на высоте. Рассказывая о проблеме, он подбирал слова, делал отступления, чтобы ситуация была понятнее. Делился деталями, которые были неизвестны тем, кто работает на нижних уровнях иерархии. Говорил медленно, как будто по ходу обдумывал связь событий, которая до сих пор не была для него очевидна.
Группа оценила усилия Михаила. Уточняющие вопросы со стороны участников попадали в самую точку. Рекомендации были неожиданно смелыми. Никита тоже постарался – сначала смущался, предоставляя обратную связь старшему коллеге, но потом начал говорить с присущей молодежи прямотой.
Но самое важное произошло во время заключительного слова Михаил Михайловича. После рекомендаций группы он должен был поделиться, какие советы стали для него особенно ценными и что он возьмет в работу.
Михаил Михайлович подумал пару минут. Снова начал говорить медленно. Отреагировал на все комментарии группы. Каждого поблагодарил. И сказал, что обнаружил себя перед новым этапом своей жизни. Молодым пацаном он пришел работать в банк сразу после вуза. Пережил десяток кризисов. В итоге не только барьеры преодолел, но и с собой справился. И вот сейчас вдруг понял, что кризисы он проходил с неизменной установкой «верить в себя и следовать мечтам». Хотя со стороны могло показаться, что делал карьеру. Когда он слушал группу, ему захотелось вернуться к мечтам молодости. Чтобы еще лучше понять, куда двигаться дальше, когда, казалось бы, всего достиг.
Мой пересказ слов Михаила звучит суховато. У Михаила как-то эмоционально и ярко все получилось. Слушая его, я невольно стала мысленно проговаривать историю своей карьеры и проверять, смогу ли я столь ясно провести линию между мечтами и началом работы и тем местом, где я нахожусь сейчас. И захочу ли я планировать свое будущее в шестьдесят лет.
Если вы принадлежите к поколению 50+, вам не раз приходилось рассказывать о себе на собеседованиях или на встречах с клиентами, сотрудниками. Вспомните, насколько легко вам удавалось сочинить целостную и увлекательную историю? Вы рассказывали о своих местах работы или о том, когда и как вы родились как профессионал? Говорили о том, как реализовывали свои профессиональные мечты, преодолевая барьеры и совершая подвиги, или сухо перечисляли занимаемые должности?
В жизни мы чаще ограничены форматом встреч и не думаем, что наш рассказ о себе должен звучать как профессиональное приключение.
За тридцать лет трудового стажа я несколько раз меняла работу, и моя самопрезентация на собеседовании, как и у многих моих ровесников, сводилась к перечислению опыта и обучающих программ, которые я прошла. Это были детали карьерного пазла, которые я не собирала в целостную картину ни для себя, ни для собеседников.
Возможно, вы тоже чаще рассказываете о себе в формате резюме – следуете хронологии событий, подсматриваете в записи, рассказывая о своих достижениях. За плечами у каждого из нас большой опыт, и многое забывается.
Необходимость сократить историю, чтобы уложиться в две страницы резюме, вызывает у нас боль – как можно не упомянуть запуск розничной сети, за который вы отвечали двадцать лет назад? Ведь это был не только расцвет вашей карьеры, но и этап бурного развития всей отрасли. А запуск системы учета GAAP, когда пришлось не спать ночами, готовясь к экзамену на сертификат?
У каждого из нас – профессионалов в возрасте 50+ – есть много случаев из разряда «что бывало». Мы – тертые калачи, которые прошли огонь и воду. Мы не хотим сокращать свой рассказ. Поэтому иногда действуем по принципу «все или ничего» и молча протягиваем собеседнику свое резюме на десяти страницах. Мол, там все написано.
Мы отказываемся сочинять свою профессиональную историю как историю своей жизни.
Если вам приходилось отрабатывать навыки презентации, вы наверняка делали упражнение «презентация в лифте» (от англ. Elevator Pitch или Elevator Speech). Когда нужно за две-три минуты рассказать о себе воображаемому собеседнику или «работодателю мечты». Насколько складным получался ваш рассказ о себе в данном случае?