Природа развития гражданского общества динамична и сложна. Общество – это совокупность различных идей, культур, практик, приоритетов и желаний, и создать среду, в которой все это разнообразие будет развиваться в гармонии, – неимоверно сложная задача. Размышления и поиски идеального общества уходят своими корнями в глубокую историю человечества, к трудам Платона и Аристотеля – тех философов, чьи труды дошли до нас. Несмотря на достаточно различные подходы в концепциях по организации и функционированию идеального общества, все философы ставили порядок и справедливость как главное производное идеального общества. Но чем сложнее и многограннее становилось общество, тем сложнее становилось определять понятия общественного блага и социальной справедливости. Большинство авторитарных режимов находят простые решения этих сложных вопросов: они стремятся упростить это разнообразие, провести гомогенизацию общества, когда понятие общего блага формируется политической партией, а социальные структуры основаны на традиционных идеях или даже мифах-догматах.
Размышления об этих вопросах социальной справедливости, гражданственности и взаимоотношениях общества и власти определили мою карьеру. Предпринимательскую деятельность я начинал, создав свое первое успешное предприятие в 1999 году, когда мне самому было 18 лет. Каким то образом, я совершенно случайно обнаружил документ, список американских организаций, которые работали по проектам культурного обмена студентами, я написал нескольким организациям, и они ответили мне. Суть бизнеса заключалась в том, что я отбирал старшеклассников на платную программу, провести один академический год в школе США. Это был замечательный опыт, который показал мне, как культурное разнообразие меняет личность, как ребята в свои 15—16 лет, проведя один год в совершенно другой культуре, становились более зрелыми и самостоятельными. Этот опыт был одним из множества кирпичиков, которые сформировали мое восприятие того, чем я хочу заниматься в жизни. Тогда я понял, что хотел бы развивать разнообразие в обществе, связывать Кыргызстан с миром, работать на глобальном уровне и развивать свою страну, которая будет не в хвосте мирового прогресса, а хотя бы в середине. Где новым идеям, философии, технологиям не понадобятся десятилетия, чтобы стать частью нашей культуры и ментальности. Чтобы наше общество, наши люди были способны принять эти новые идеи.
Эта книга написана на основе опыта управления Фондом «Сорос-Кыргызстан» с 2012 по 2023 год, и ее цель – не ответить на вопрос «Что» мы делали, а объяснить «Почему» мы это делали. В данной книге под «мы» подразумевается команда Фонда «Сорос-Кыргызстан», включая Наблюдательный Совет Фонда, партнеров из гражданского сектора и государственных институтов, с которыми мы работали.
В целом, эта книга о лидерстве, о роли личности и команды, о функции и роли государства, о взаимоотношениях власти и граждан, о природе этой власти и тех проблемах и ошибках, которые до сих пор существуют в практике и подходах управления проектами по социальному развитию.
То, что написано в этой книге, взято из контекста Кыргызстана, через призму человека, который более пятнадцати лет занимался практикой развития гражданского общества и гражданской справедливости. Я думаю, очень важно поделиться этим опытом и размышлениями о развитии гражданского общества. Учитывая те нападки, которые постоянно испытывают гражданские активисты, журналисты, правозащитники, особенно сегодня, когда риторика о деструктивной роли гражданских активистов так активно поддерживается СМИ, когда общество опять разделяют на патриотов и предателей. В этой книге я хочу рассказать о том, как личные инициативы людей запускали трансформационные процессы, которые уже изменили нашу страну и заложили основы для дальнейшего развития. Я хочу, чтобы мы все осознали свою личную ответственность в развитии общества и государства. Поэтому очень важно понимать, что действие и голос даже одного человека имеют значение.
Эта книга посвящается моей маме, Ибрагимовой Гайше Джусупбековне, которую мы потеряли в трагический период COVID-кризиса в июле 2020 года. Наши с ней разговоры, обсуждения и вопросы, которые формировались в ходе этих обсуждений, определили мой образ мышления, мою философию, мой свод ценностей. Я очень благодарен ей за то, что разговоры эти начались еще в юношестве, когда мы ходили пешком поздними вечерами с ее работы и моей школы домой. Эти сорок минут прогулки были на самом деле проспектом формирования меня как личности и как гражданина.
Глава I. Что я тут делаю?
В жизни каждого человека бывают такие моменты, когда все чувства и эмоции вдруг сливаются воедино и рвутся наружу, когда испытываешь одновременно эйфорию и отчаяние, радость и страх, восхищение и ужас. Перед тобой новый горизонт – бескрайний и влекущий. Новое мироустройство – с радостями и тревогами. Новый кабинет – комната три на пять, в окно заглядывает ель: здесь будет стоять стол, там книжный шкаф. Погружаешься в процессы организации, формируешь свою мозаику реальности, создаешь новый мир, творишь. Но в самый неподходящий момент вдруг приходит вопрос: что я тут делаю?
Винегрет эмоций трансформируется в постоянную ментальную напряженность. В некоторых случаях беспокойство подогревается еще и Синдромом Самозванца, когда тебе кажется, что ты занял чье-то место, что твои компетенции не соответствуют занимаемой должности, что ты обманщик и твой обман скоро раскроется. В какой-то степени, этого синдрома не избежал и я, несмотря на то что стал директором Фонда «Сорос-Кыргызстан» в результате открытого конкурса.
Помню свою первую командировку в новой должности. Региональная программа собирала правозащитников из Евразии в Берлине. Это был поздний октябрь, мы заселились в небольшом и недорогом, но очень уютном отеле в восточном Берлине, который еще хранил в себе энергию социалистического лагеря, противостояния двух идеологий. В воздухе витал запах выпечки и корицы, и сама атмосфера лобби этого отеля погружала в странное состояние: одновременно и покоя, и предвкушения каких-то изменений.
В лобби отеля собирались очень разные люди – бизнесмены средней руки, командированные офисные сотрудники, туристы, но одна группа людей выделялась на общем фоне, эти люди не были похожи ни на кого из перечисленных. Они не были погружены в процесс осмысления прожитого дня, они не были отрешенными от того, что происходило вокруг них. Они делились новостями, бурно что-то обсуждали, было видно, что эти люди понимают друг друга с полуслова и очень соскучились друг по другу, им было что рассказать, чем поделиться. Я сидел от них чуть в стороне, но не мог избавиться от теплого чувства сопричастности к чему-то действительно важному, значимому и в какой-то степени рискованному.