Я вырос в Аризоне, у меня была среднестатистическая американская юность, и я, как большинство моих сверстников, встречался с девушками. После окончания средней школы я отправился на восток, чтобы поступить в Принстонский университет. Я преуспел в учебе, за что был награжден медалью от самого Президента в Белом доме. Моя жизнь представлялась мне безоблачной и сулила множество достижений.
Все рухнуло буквально в один вечер. Студенческое собрание добровольцев, желающих решить мировую проблему голода, которое проходило в университетской часовне, прервал телефонный звонок. После короткого разговора священник подошел ко мне и, коснувшись моей руки, попросил пройти с ним в его кабинет. Он сказал мне, что моя мать тяжело больна. Мой идеальный мир разлетелся на тысячи осколков.
Через некоторое время я получил еще два телефонных звонка – один сообщил мне о том, что умер мой младший брат, а другой – о том, что погиб и мой отец. В этом море горя дальнейшее обучение в колледже и все мои стремления казались бессмысленными. Я бросил учебу и уехал в Индию в надежде найти ответы.
Мне посчастливилось познакомиться с тибетскими монахами, и со временем я сам стал монахом. Я прожил в тибетских монастырях более 25 лет, став первым западным человеком за шесть столетий, получившим степень Геше, или Мастера буддизма, в великом монастыре Сера Мей.
Чтобы получить эту степень, мне пришлось пройти множество испытаний, например трехнедельный публичный экзамен на тибетском языке, в котором принимали участие сотни монахов. Мой основной лама в монастыре, Кхен Ринпоче, предложил мне дополнительное испытание: поехать в Нью-Йорк, основать алмазный бизнес и заработать миллион долларов, чтобы доказать, что я понимаю принципы кармы, которым меня учили в монастыре. Заработанные деньги мы бы затем передавали тибетским беженцам, чтобы помочь им с продовольствием и другими нуждами.
Возвращаться в мир, особенно в мир Нью-Йорка, и знакомиться с таким потенциально грязным бизнесом, как алмазный, мне хотелось меньше всего, поэтому я уклонялся от этого испытания в течение многих месяцев. Но, в конце концов, слово Ламы – превыше всего, и мне пришлось выполнить это задание.
Я помог основать компанию под названием «Andin International Diamond» и довести ее годовой объем продаж до 200 миллионов долларов. Позже компания была куплена Уорреном Баффетом, одним из самых богатых людей в мире. Деньгами, которые я заработал в компании, я смог помочь беженцам и многим другим людям.
В истории Нью-Йорка наша компания была одной из самых быстроразвивающихся, и, естественно, это привлекло внимание. Ко мне обратились из издательства «Doubleday» и попросили написать книгу о нашей стратегии достижения успеха, основанной на использовании принципов кармы – принципов помощи другим.
Поэтому я написал книгу «Алмазный Огранщик», названную так в честь знаменитой сутры, объясняющей карму и ее обратную сторону – буддийскую идею пустоты. Эта книга стала бизнес-бестселлером по всему миру, создано порядка 25 переводов на различные языки, и эта книга используется миллионами людей – особенно популярным стало китайское издание. Она помогла многим людям достичь финансовой независимости.
Люди стали обращаться ко мне с просьбами приехать и выступить с лекциями о книге. За годы, прошедшие с тех пор, как она была написана, я и мои коллеги из Института Алмазного Огранщика провели бизнес-семинары и ретриты для тысяч людей во многих странах. Во время этих программ мы часто организуем малые группы под названием «Мудрость для повседневной жизни», где участники имеют возможность задать вопросы о своих собственных компаниях и карьере.
Однажды, во время такого занятия в Китае, одна женщина из группы спросила, не могу ли я ответить на вопрос не о бизнесе, а о ее отношениях с мужем. Применимы ли принципы Алмазного Огранщика (принципы кармических семян) и к ее семейной жизни? Я ответил, что, конечно, применимы; что кармические семена в нашем сознании ответственны за все и всех вокруг нас.
Внезапно, словно сквозь прорвавшуюся плотину, все в группе начали задавать вопросы об их самых интимных проблемах отношений с супругом или партнером. В тот момент я понял, что заботы о духовных потребностях людей, а также о таких вопросах, как жилье, деньги и еда, – недостаточно. Наши личные отношения являются источником, возможно, высочайшего счастья в жизни, но также они могут быть источником нашей величайшей боли. Если мы хотим быть счастливыми и если мы хотим жить в мире, наполненном счастьем, нам нужно как-то решить вопрос с этими отношениями!
Древняя традиция буддийских монахов, как ни странно, предлагает нам много мудрости о партнерских отношениях. Прежде всего, существуют десятки тысяч необыкновенных книг открытой традиции, которые говорят о том, откуда берется все в нашей жизни, включая то, что связано с нашим партнером. Это учения о кармических семенах.
Уже тысячи лет существует тайная традиция, называемая Алмазный путь. Она предлагает нам новые и необыкновенные пути взаимоотношений с нашим партнером, достижения с ним высоких и несравненно прекрасных целей. В этих учениях даже говорится, что сам Будда достиг просветления только с помощью Тилоттамы, женщины, которая стала его спутницей по велению наивысших существ вселенной. Описание того, как они достигли духовного совершенства в объятиях друг друга, когда восход солнца осветил новый день, является одной из самых прекрасных историй мировой литературы.
Что касается моего собственного опыта, позволяющего мне писать книгу о Карме Любви, я думаю, что среди моих собратьев-монахов мне повезло больше всех, поскольку у меня были отношения до того, как я стал монахом (большинство тибетцев попадают в монастырь в возрасте от 7 до 12 лет). Я знал многое о женщинах – я знал радости отношений и также знал боль, которая в них бывает. Мои родители пережили тяжелейший развод – это ужасное сочетание, с одной стороны, любви друг к другу, с другой – невозможности остаться вместе.
Но на мой взгляд, самое важное, что у меня были отношения, которые я считал божественными. В них я получил проблеск представления о том, что произошло между Буддой и Тилоттамой, между Данте и Беатриче, между Иисусом и Марией Магдаленой в Саду.
В последующие годы я укрепил этот опыт и приобрел еще более глубокое понимание благодаря тысячам часов учений, полученных у стоп двенадцати величайших мастеров Тибета. Мне были дарованы тайные посвящения в практику работы с партнером, и я потратил много лет на перевод и изучение тысяч страниц древних текстов, посвященных этим практикам. Я предпринял искреннюю попытку следовать этим практикам, иногда привлекая нежелательное внимание прессы и гнев монастырских властей, некоторые из которых считают, что этими знаниями нельзя делиться с широкими массами людей. Но я верю в совершенный мир, верю, что вместе мы можем создать его, и верю, что он начинается и заканчивается совершенными отношениями – пониманием Кармы Любви.