Все началось в канун Нового года у камина.
Восемь лет назад Новый год наступал спокойно и тихо. Представьте картину. Ребенок спит. На столе любимые вредные снеки. Приятная музыка в колонках. В камине потрескивают дрова. Вот-вот наступит Новый год, и мое сердце полно амбиций. Самое время для воображения. Цели! Планы! Много планов!
На большой грифельной доске я расчертила колонки со сферами: «Дом», «Отношения», «Деньги», «Работа». И вместе с мужем мы занялись планированием. Ход действий нашей игры был такой: записать цель, разок чмокнуться и приступить к следующей цели. Купить новый кухонный стол. Закрыть кредитку. Найти бассейн для детей. Сбросить десять килограммов. Инвестировать в крутое произведение искусства. Начать ездить на работу на велике. Отметить годовщину на Гавайях. Обустроить сад на заднем дворе. Разобраться, наконец, со счетами. Подписать договор с издательством. Купить новые ботинки. Найти церковь. Пойти на йогу.
Муж: «Может, сгоняем в Австралию, пока с малышом легко путешествовать?»
Я: Меня совсем не привлекает идея поездки с маленьким ребенком, поэтому я меняю тему: «Как думаешь, Дик Кларк[1] появится в сегодняшнем шоу или Райан Сикрест[2] снова будет отдуваться в одиночку?»
Повисла пауза, после которой я продолжаю:
«Мне так надоел этот диван. Он слишком большой. Давай новый купим!»
Муж: «А мне нравится этот диван».
Я: «Хочу новый Macbook Pro! С большущей оперативкой».
Муж: «Ты заслужила это, милая».
Я: «Так и есть!»
Получилась не совсем доска визуализации, но и не список дел. И все-таки чего-то не хватало. Вроде много всего, но ничего особенного. Занятно, но… не вдохновляет. Я вооружилась ручкой другого цвета и стала записывать слова, вызывающие позитивные чувства, рядом с делами.
Свобода.
Богатство.
Сексуальность.
Земля.
Природа.
Экологичность.
Связь.
Творчество.
Искреннность.
Настоящая любовь.
Я: «Как бы ты хотел себя чувствовать на работе?»
Муж: «Решительным. Уверенным. Предприимчивым».
Тогда все изменилось. Процесс перевернулся с ног на голову, и мы начали заново.
Вместо того чтобы болтать о внешних целях, мы сфокусировались на том, как бы хотели ощущать себя в жизни.
Процесс явно стал более захватывающим. Наш список изменился.
Устраивать званый ужин раз в месяц.
Купить миксер для самодельной пасты.
Придумать и сделать благодарственные открытки.
Записать диск с тантрической музыкой.
Отправиться в путешествие на каноэ.
Публиковаться своими силами.
Список стал визуально привлекательнее. И психологически воспринимался не как очередная рутина, а приглашение на что-то интересное.
Теперь перенесемся на несколько лет вперед. Снова канун Нового года. Потрескивает камин. Райан Сикрест все-таки сменил Дика Кларка. Идея про «чувства и цели» стала негласной традицией, которая меняет наше будущее.
Мы записывали позитивные чувства и спрашивали себя: «Что мы можем сделать, чтобы так себя чувствовать?»
Настолько простой вопрос изменил нашу жизнь. С его помощью мы иначе формулировали цели и креативно решали повседневные задачи. Я изменила привычную систему постановки планов, и уже вслед за этим отпала необходимость мучить себя фальшивым тайм-менеджментом, который, честно говоря, забирал у меня все силы. А фокусируясь на желаемых эмоциях, я стала чувствовать приливы энергии. Ощутила, что иду к чему-то важному.
В конце года, читая свою «карту желаний», я не испытывала фрустрацию от того, что так и не побывала в Париже или не похудела на десять килограммов. Я наконец научилась видеть прожитый год в другом свете. Поняла, что мои поездки в Нью-Йорк и занятия йогой дарили мне именно те чувства, к которым я стремилась. Гораздо чаще, чем раньше, я ощущала себя именно так, как считала нужным.
Такой способ планирования жизни оказался куда более гибким и мотивирующим. Нереализованные цели менялись на достойные альтернативы, и нередко они оказывались лучше оригинала. Хорошим бонусом стало то, как я научилась видеть, где моя жизнь идет вразрез с моими настоящими желаниями, где мне не достает свободы или нужно больше творческих возможностей.
Я пересматривала свои планы в день своего рождения в мае и потом еще раз в сентябре. Осенняя атмосфера располагает к тому, чтобы со спокойной душой взяться за что-нибудь серьезное. Как писала Гретхен Рубин в своей книге «Проект Счастье»[3]: «Сентябрь – это второй январь».
Но все закончилось не пересмотром списка желаний. Я решила углубиться и стала выяснять происхождение разных чувств, их значение для меня. И вот, я выбрала четыре чувства, на которых решила сосредоточиться. Кажется, достаточно понятное и вдохновляющее число. Когда я определила эти чувства, меня осенило: нужно сделать напоминалки!
Я начала рассказывать об идее желаемых чувств на семинарах. «В момент, когда вы четко определите, как именно хотите себя чувствовать, процесс постановки целей полностью изменится!» – делилась я. И люди не переставали интересоваться: «Как нам отыскать свои желаемые чувства?», «Боже, вы так здорово рассказали про цели и чувства. Я всегда об этом догадывался! А есть какая-то теория, чтобы их проработать?»
Этой теории я дала название «Стратегия желаний». Я рассказала о ней в своей книге «Разожги огонь!»[4], и этот раздел привлек больше всего внимания. Посыпался шквал отзывов. Люди делились списками своих желаемых чувств в блогах, вешали записки с напоминаниями на холодильниках. Чувства и мечты обсуждали в соцсетях. Даже появился хештег «списки чувств».
Тем временем я прорабатывала идею еще глубже. Как медитативную практику. Как систему. Как исследование своих отношений с желаниями. Как молитву. Как проповедь о том, насколько важно делать осознанный выбор.
Мои идеи оформились в программу, которую я назвала «Карта желаний». За короткий срок программа стала очень популярной: многие хотели узнать о новом способе превращения замыслов в реальность.
Истории людей, воспользовавшихся «Картой желаний», поражали меня. Они увольнялись с работы, начинали заниматься чем-то совершенно иным, выходили на новый уровень отношений с близкими и открывали свое истинное «я». Но о каких бы изменениях они мне ни писали, всех их объединяло одно: истинные желания высвобождали в них силу действовать и дарили счастье.