Сергей Лазарян - Кавказ под управлением князя М. С. Воронцова (1844–1854 гг.)

Кавказ под управлением князя М. С. Воронцова (1844–1854 гг.)
Название: Кавказ под управлением князя М. С. Воронцова (1844–1854 гг.)
Автор:
Жанры: Монографии | История России
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: Не установлен
О чем книга "Кавказ под управлением князя М. С. Воронцова (1844–1854 гг.)"

Данная монография является продолжением серии публикаций автора, посвященных различным аспектам деятельности князя М. С. Воронцова в годы его наместничества в Кавказском крае. Заслуга М. С. Воронцова состоит в том, что ему удалось заложить прочные основания для модернизационных преобразований, инициировавшихся Россией на Кавказе. Автор уделяет внимание всему комплексу мер, направленных на развитие и укоренение имперской государственно-политической и экономической системы на Кавказе, развитию просветительских и культурных учреждений, которые находились в поле зрения российской кавказской администрации. Делается акцент на благотворительности, в которой князь-наместник непосредственно принимал участие сам и подвигал к служению обществу многих других, а также на вопросах, связанных с развитием лечебных заведений и курортных мест в Кавказском регионе. Финальные страницы монографии повествуют о спорах вокруг имени князя-наместника и оценки его кавказского наследия, которые развернулись после его отъезда с Кавказа и не утихали в течение многих десятилетий.

Бесплатно читать онлайн Кавказ под управлением князя М. С. Воронцова (1844–1854 гг.)


© Лазарян С. С., 2022

© ООО «Проспект», 2022

Введение

Изучение политики Российской империи в Кавказском крае требует глубокого осмысления с исторической точки зрения, т. е. исходя из присущих историческому моменту обстоятельств и условий, избегая пристрастий и искажений современного видения. Это позволяет сохранить всю сложность бывшей реальности и не обеднять существовавшей социокультурной палитры разного рода упрощениями. Кроме того, данный подход способствует объективной оценке как позитивных, так и негативных моментов освоения Российским государством кавказского социально-культурного мира и географического пространства.

Существует яркое и образное сравнение истории, в котором она выступает не просто процессом, протекающим во времени, но мостом, который связывает прошлое с настоящим. В связи с этим хотелось бы, чтобы наши современники помнили и приняли достаточно простую, но не теряющую от этого своего значения мысль, что прошлое всегда с нами и в нас, повсюду и часто проявляется в многоголосии современной социально-политической или социально-культурной жизни.

Предметом исследования данной работы является комплекс проблем, связанных с особенностями развития политической истории Кавказского края в середине XIX столетия. Автор на примере краткого исторического фрагмента, уместившегося в рамки одного десятилетия (1844–1854 гг.), стремился представить картину неоднозначных и сложных явлений, в центре которых осуществлялась деятельность Кавказского наместника М. С. Воронцова, призванного переформатировать кавказский социокультурный мир таким образом, чтобы он хотел быть с Россией и увидел себя частью России.

Важным моментом является то обстоятельство, что М. С. Воронцов принадлежал к наиболее образованной группе российского истеблишмента, обладавшей широким политическим кругозором, неиссякаемой энергией и большим административным опытом в деле инкорпорации порубежной периферии и насыщении ее имперскими смыслами и ценностями.

Кавказское поприще князя М. С. Воронцова, ставшее вершиной его политико-административной практики, представляет в целом положительный пример долговременного служения делу и долгу. Автор старался показать разнородные перипетии деятельности князя-наместника во всем ее разнообразии, избегая мемориальной бронзы и панегириков.

Князь М. С. Воронцов был призван императором Николаем I исправить негативно развивавшуюся ситуацию, которая подрывала основы «русского дела» на Кавказе. К середине 40-х гг. XIX в. производившиеся российской администрацией преобразовательные действия потеряли динамичность, породив большое количество проблем, ставших препятствием для успешного решения задачи по «водворению» кавказской окраины в состав Российской империи и превращению кавказского фронтира в мирные и благоустроенные южные рубежи государства.

В северной части Кавказа российские власти утратили на время стратегическую инициативу, которую попытался вырвать у них из рук имам Шамиль, чей авторитет в горах достиг своего апогея. Основным условием, обеспечившим успех Шамилю, явилась его способность укрепить солидарность среди многих горских обществ Чечни и Дагестана, призывом их под знамена мюридизма и газавата.

В Петербурге выражали большое неудовольствие мероприятиям и мерам, которые реализовывали российские кавказские власти и которые, несмотря на значительные усилия и затраты, приносили весьма посредственный результат, по крайней мере, он был далек от ожидавшегося.

Немало беспокойства приносил Петербургу и Южный Кавказ, признанный быть витриной преобразований имперского характера и благотворного влияния имперского цивилизаторства.

Сменявшим друг друга главноуправляющим не удавалось достичь окончательной стабильности ни в одной сфере социального пространства в крае. Кавказский мир быстро адаптировался к российским усилиям, включив многовековые механизмы противоборства и сохранения основ своей социально-политической, духовно-нравственной и бытовой идентичности, и относился к русским не как к новаторам-преобразователям, а видел в них очередных врагов, непрошенных пришельцев, против которых кавказские племена применяли традиционные системы мобилизации.

Присутствие России в пространстве Кавказского края воспринималось большинством горцев как ухудшение общей ситуации в горских социумах, что делало кавказские старины – обычное традиционное существование – более привлекательными. Горцы держались своей патриархальности как средства сохранения их идентичности и прежнего «вольного» образа жизни.

Горская культура была по преимуществу культурой борьбы и для борьбы, присущая социумам родоплеменной стадии развития, стирая всякую границу между мирным и немирным каждодневным существованием. «Во всех странах света годы войны сменялись годами мира, но на Кавказе время войны вполне никогда не прекращалось. Если не было нападений извне, то для мирной части кавказского народонаселения постоянно продолжалась необходимость защищать свой край от нападений горцев, которых <…> никто не успевал еще покорить своей власти и не мог заставить отказаться от полудикой хищнической жизни, препятствовавшей развитию благосостояния в соседних с ними мирных частях края»[1].

Трудно сокрушаемый традиционный изоляционизм придавал горской культуре необходимую ей гомогенность, наделяя ее мощным конфликтным потенциалом, дающим способность противостоять любой другой гетерогенной и открытой культуре, в том числе и русской культуре.

Во многих местностях и областях жизни Кавказа России приходилось конкурировать с идеями и ценностями ислама, который пытался способствовать солидарности всех несогласных с российским присутствием в регионе.

Наличие мюридизма в качестве альтернативной русским идеологии и имамата в качестве политико-правовой альтернативы российской государственности сильно ослабило колонизаторские усилия России и многие десятилетия позволяло сопротивляться проникновению российского влияния в горскую среду.

Успех российской колонизации и модернизационного переформатирования кавказского мира зависел от того, как скоро ей удастся покончить с организованными структурами имамата и мобилизационными усилиями мюридизма в северо-восточной части Кавказского края.

Сложность кавказской задачи заключалась в том, что традиция постоянно побивала модернизацию, у которой долгое время не было возможности пустить крепкие корни в кавказской среде и обзавестись там надежными союзниками и проводниками.

Следует также подчеркнуть, что для исламской части Кавказа модернизация была крайне болезненной не только сама по себе, но и потому, что исходила от неприятеля, и всего хуже – от иноверцев.


С этой книгой читают
Таможенные органы Российской Федерации, с момента начала их создания до сегодняшнего дня, прошли нелёгкий путь развития. На протяжении всего пути, им приходилось переживать множество реформаций, изменений и адаптаций к различным внутренним и внешним политическим и экономическим факторам. В связи с частыми и резкими перепадами экономического климата в мире, приоритет задач таможенной службы постоянно меняется, как и выбор методов их выполнения. За
Монография вобрала часть многолетних исследований в области поиска исторического пути России, ее национальной идеи, места в мировом сообществе. На основании проведенного анализа четко определен исторический путь России. В рамках историософской и политической национальной идеи российского народа выдвинута наднациональная концепция под общим названием «Мир православный», подразумевающая объединение не менее 360 млн человек. Выработан и предложен ал
В монографии творчество Пушкина рассматривается как единая аксиологическая система, ключевыми понятиями в которой являются такие центральные христианские категории, как любовь, милосердие, нравственный закон, совесть, грех, добро и зло, обращающие читателя к проблемам духовного плана.Книга может быть интересна и полезна филологам, преподавателям вузов, учителям русского языка и литературы в средней школе, а также широкому кругу читателей, интерес
Монография посвящена вопросам борьбы с коррупционной преступностью в современной России. В ней на основе проведенного анализа данных правовой статистики, анкетирования экспертов – прокурорских работников, материалов судебной, прокурорской и следственной практики, результатов социологических и иных исследований рассмотрены правовые основы борьбы с коррупцией в России, проблемы полноты и достоверности статистического учета преступлений коррупционно
Маше было 7 лет, когда её привели в бассейн. Тренер не хотел брать больного ребенка, но чувства жалости взяли верх. Спустя время она стала лучшим пловцом. В момент взлета трагедия была неизбежна. Сердце девочки перестало биться. Донора не нашли, поэтому тренер отдает свое сердце. Свои победы Маша посвящала тренеру, потому что верила – в её груди бьется сердце чемпиона. Однажды на одних из соревнований Маша видит тренера. Как такое может быть? В э
Монография посвящена проблеме увеличения продолжительности жизни человека. В монографии на основе новейших научных исследований рассматриваются физиологические причины сокращения продолжительности жизни человека и приведены методы предотвращения хронических заболеваний и продления жизни, доступные для освоения каждым человеком.
ТЕМНАЯ ИСТОРИЯ О ТОМ, ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТ МАНЬЯКА И ОКРУЖАЮЩИХ ЕГО ЛЮДЕЙ И КАК НЕЗАМЕТНО СТИРАЮТСЯ ГРАНИ МЕЖДУ ДОБРОМ И ЗЛОМ…В каждой семье есть родственники, совершившие преступления. Потому большей части читателей интересно проникнуть в голову нездорового человека и понять, что и как там происходит.Динамичный и насыщенный сюжетными поворотами психологический триллер, который цепляет внимание и не отпускает до самого финала.ВЫ ГОТОВЫ УЗНАТЬ ЖУТКУЮ ПР
На пороге своей аптеки Нина Кориари обнаруживает смертельно раненного мужчину. Об этом ли она мечтала, едва сумев восстановить свою репутацию после недавней истории с отравленным мальчиком? В предсмертном бреду незнакомец рассказал о кольце, но никаких украшений при нем не обнаружилось. Похоже, аптекарша снова оказалась втянута в опасную интригу – смертельная охота за реликвией началась…