Мастер Чой - Кэндо – путь меча для начинающих

Кэндо – путь меча для начинающих
Название: Кэндо – путь меча для начинающих
Автор:
Жанр: Спорт / фитнес
Серия: Мастера боевых искусств
ISBN: Нет данных
Год: 2005
О чем книга "Кэндо – путь меча для начинающих"

В пособии представлены история развития и основная техника кэндо – современного боевого искусства, созданного на основе вековых традиций японского будо.

Бесплатно читать онлайн Кэндо – путь меча для начинающих


Глава 1

Краткая история кэндо

Термин «кэндо – путь меча» появился не сразу. Ему предшествовала длительная история возникновения и развития самурайства в Японии.

Средневековая Япония была чрезвычайно богата междуусобными войнами, в ходе которых самураи разных кланов отстаивали свои интересы. Из всех видов воинских искусств самураи более всего почитали искусство владения мечом. Меч был основным оружием воина, считался душой самурая и играл в японской культуре необычайно важную роль. Он также являлся произведением искусства и символом многовековой традиции самураев. Меч был постоянной регалией власти, как корона в европейской культуре. Члены императорской семьи всегда носили при себе дорогие мечи длиной около 120 см (тати) со слегка изогнутым клинком. Меч висел на искусно изготовленной шелковой бахроме или ленте.

Мечи были обязательной частью наряда во время всевозможных торжеств. Самураи пристегивали два меча: длинный – катана и короткий – вакидзаси, острием вверх, что позволяло мгновенно вытащить их и нанести молниеносный удар. Дети носили деревянные мечи, форма и размер которых определялись общественным положением отца.

Женщины, как правило, не носили мечей, хотя девушки, принадлежащие к знатному роду, всегда были вооружены коротким кинжалом кайкэн.

В доме самурая мечи находились на специальной подставке, располагавшейся напротив входа.

Все японские мечи делятся на три группы. Самые ценные старые мечи (кото), изготовлены до 1573 года, более поздние (синто) приходятся на периоде 1573 года до конца эпохи Токугава. И третья группа (си-синто) – мечи, относящиеся к началу эпохи Мэйдзи и до настоящего времени.

Самурайское искусство меча, зародившееся приблизительно в X–XI вв., весьма существенно отличается от всех других методов владения холодным оружием, принятых как в Европе, так и в Азии. В кэн-дзюцу, как в древности называли этот вид искусства (другие термины: гэккэн, татигаки, хэйхо) сравнительно мало фехтовальных элементов к которым привыкли европейцы.

Бойцы, как правило, становились в исходную позицию и выжидали, когда противник откроется для нанесения удара. Затем следовал решающий удар или серия ударов. Чем меньше было взмахов мечом – тем выше ценилось искусство бойца. Такая схема поединка была основной для более чем 1500 школ кэн-дзюцу, а позднее и кэндо.

Меч принято было держать двумя руками, хотя допускается фехтование и одной рукой и фехтование двумя мечами сразу – большим и малым.

Школы кэн-дзюцу различались между собой стойками, которых насчитывалось около трехсот и приемами (их было несколько тысяч), но в каждой отдельной школе (рю) основных стоек и ударов предусматривалось не так уж и много – от 10 до 15. Считалось, что при твердом усвоении этого вполне достаточно, чтобы выйти победителем из любой схватки.

На протяжении многих веков обучение кэн-дзюцу шло с максимальным приближением к реальным условиям, то есть на стальных мечах и чаще всего без доспехов. Только в XVIII в. Наканиси Тюта, основатель школы Наканиси Итто-рю внедрил в практику тренировок защитные приспособления для головы, рук и тела, скопировав настоящие доспехи, а также заменил стальной меч на синай – легкий, удобный меч из плотно перевязанного в нескольких местах пучка бамбуковых полос. До нашего времени синай используется как основное учебное оружие кэндо.

Главным занятием самураев всегда оставались тренировки бу-дзюцу, где большая часть времени отводилась отработке боя с мечом – кэн-дзюцу.

Содержать специальную школу кэн-дзюцу было престижно, не случайно многие состоятельные даймё приглашали к себе именитых фехтовальщиков в качестве инструкторов (кэнси) и назначали им неплохое ежегодное довольствие в 300–400 коку риса. Даймё стремились к тому, чтобы все их самураи, учившиеся кэн-дзюцу, имели достойное оружие, желательно несколько тренировочных мечей, новые, не помятые в сражениях доспехи, а все это стоило немалых денег. По тому, как содержалась школа кэн-дзюцу и кто преподавал в ней, можно было судить о состоятельности даймё.

Самые первые школы кэн-дзюцу стали открываться при синтоистских храмах, причем эта традиция сохранилась вплоть до XX века.

Вероятно, первые регулярные школы кэн-дзюцу возникали в районах Эдо и Киото у синтоистских алтарей. Например, в районе Канто, пригороде Эдо, в синтоистских кумирнях сформировалась школа Канто-рю. Она подразделялась на несколько направлений, называвшихся по именам тех алтарей, рядом с которыми проходили тренировки. Так, у алтаря рода Касима сформировалась школа Касима-рю, откуда пошел знаменитый стиль боя с мечом рода Ягью.

Великие мастера кэн-дзюцу, которые не могли в силу склада своего характера находиться у кого-то в услужении, пускались в далекие странствия по Японии. Чаще всего их сопровождала огромная свита из слуг и учеников, которые жадно ловили каждое слово мастера, а остановившись в какой-нибудь деревушке, тотчас приступали к тренировкам.

Лишь немногие отваживались пускаться в путь в одиночку – за такими воинами тянулась череда поединков, убийств, слагались легенды об их непобедимости. Но, как правило, странствия в одиночку заканчивались через пару месяцев гибелью самурая.

Пожалуй, история знает лишь одного человека, который, годами странствуя в одиночестве, так и не был никем побежден. Рассказывали, что ни один его поединок не продолжался больше трех взмахов мечом! Этим человеком был знаменитый Мусаси Миямото.

Большинство школ кэн-дзюцу были похожи друг на друга. Записей об их деятельности не оставалось, и о внутренней жизни таких школ нам известно не очень много. Тем не менее сохранился интереснейший обзор методов кэн-дзюцу XVII века. Его можно встретить в одной из книг Миямото Мусаси, название которой условно переводится как «Книга нравов» или «Книга поветрий». Она вошла в знаменитый компендиум «Книга пяти колец» («Горин-но сё», 1643 г.).

Итак, какие же методы боя с мечом существовали в то время в школах кэн-дзюцу? Многие самураи предпочитали пользоваться длинным, а точнее, очень длинным мечом – тати. Школы сверхдлинного меча существовали в основном на северо-востоке Японии, а сам тати был удобен в схватке один на один. Сверхдлинный меч являлся отголоском эпохи воинов-одиночек, бесстрашных отшельников-ямабуси, и в течение многих веков считался единственным мечом, достойным самурая. На первый взгляд, такой меч действительно весьма выгоден в схватке – не случайно ходила поговорка: «Один вершок меча дает преимущество в руку». Скорость работы мечом у самураев была такова, что исход поединка решали действительно вершки. «Один удар мечом (и-ти)» – вот в чем заключался смысл поединка в XV–XVI веках. Тут, казалось бы, как нельзя лучше подходил длинный меч.


С этой книгой читают
Предлагаемая вниманию читателей книга является одной из первых попыток систематизировать знания истории возникновения и развития тхэквондо, обобщить теоретические и методические аспекты технической подготовки, с применением общепринятых дидактических принципов обучения и тренировки спортсменов.
Пособие представляет собой обучающую программу, в которой очень подробно, включая самые мельчайшие нюансы выполнения движений, представлена технология обучения базовому комплексу «Бадуаньцзинь» – «Восемь отрезов парчи». Пособие предназначено для широкого круга читателей, желающих «с нуля», не имея предварительной подготовки, освоить систему упражнений, уходящую своими корнями в глубь традиционной китайской культуры.
В книге представлены основные методы психологической подготовки, характерные для русского рукопашного боя. Теория и методика тренировки русского рукопашного боя направлена на самораскрытие природной естественности бойца, его врожденных свойств. Вот почему, с первых этапов обучения важна правильная психологическая подготовка, ориентированная на совершенствование морально-волевых качеств личности и овладение базовыми навыками психической саморегуля
Первая в мире книга подобного рода, которая столь полно и достоверно освещает традиции и тайные методы китайского ушу. Эта книга – шаг из царства мифов в мир истинных ценностей и восточных реалий, которая удовлетворит самые взыскательные требования тех, кто интересуется духовной традицией, историей и тайнами боевых искусств.
Хапкидо – корейское боевое искусство, характерной особенностью которого является ярко выраженная направленность на реальное боевое взаимодействие с противником в любых условиях. Именно из-за высокой эффективности специально-прикладных технических приемов хапкидо используется для подготовки сотрудников специальных подразделений армии, полиции и различных силовых структур не только в Корее, но и во многих странах мира.
Вслед за первой книгой о североамериканских мастерах хоккея и о мастерах по изготовлению хоккейных вратарских масок следует рассказ о европейских хоккеистах и умельцах работы со стеклотканью, эпоксидным клеем и металлом. В этом издании речь пойдет не только о сильнейших континентальных голкиперах Чехословакии, Швеции, Финляндии, а даже о венгерских и германских вратарях… отдельная глава, в качестве экзотики, посвящена хоккейным стражам ворот Авст
В книге содержатся практические рекомендации для начинающих триатлетов-любителей, которые решили заняться триатлоном, и множество ответов на часто задаваемые вопросы.
Цель этой книги – изложить принцип Yutsu no Kagi (Четыре ключа) – философские и технические основы Bodonaho Gosinjutsu (Доктрина реального боя) в форме учебного пособия для адептов Школы реального боя Николая Васильева, Combat Ju-jutsu, а также для лиц, интересующихся данным направлением джиу-джитсу. Описываемые в книге техники являются результатом многолетних изысканий (как практических, так и теоретических) мастеров нашей школы.
Главная миссия представленных вам словарей заключается в хранении уникального «шашечного языка». Пока есть словари, можно не опасаться, что какое-то слово забудется, потеряется, исказится его смысл и значение. Словари берегут специфический язык игры, нормы её комментирования. Именно о нас, о влюблённых в эту прекрасную игру я и думал, работая над словарями. Потому, что знаю: шашечные словари – это родничок, из которого в человеческую душу втекает
Благодаря талантливому и опытному изображению пейзажей хочется остаться с ними как можно дольше! Смысл книги — раскрыть смысл происходящего вокруг нас; это поможет автору глубже погрузиться во все вопросы над которыми стоит задуматься... Загадка лежит на поверхности, а вот ключ к развязке ускользает с появлением все новых и новых деталей. Благодаря динамичному сюжету книга держит читателя в напряжении от начала до конца: читать интересно уже посл
Люди уже давно обосновались на Марсе. Но немногие об этом знают. Ведь у каждого свой Марс и не любой способен поверить, что он оказался на Красной планете…
Кто спасает дом от невзгод? Кто суетится у неспящего младенца? Почему в доме достаток и лад? Вы думаете, потому что хорошие, работящие хозяева? Так-то так, верно. Но многое зависит и от домового. Он-то и есть настоящий невидимый герой.
Бытует поверье, если заплутал и встретил хозяйку леса, запомни первое слово, которое она промолвит. А удалось ли это сделать Витьку?Он приехал на лесную экскурсию, а попал на странную городскую. Прибился к чужому классу. Растрепанные дети в лаптях, как эхо, повторяли всё за экскурсоводом. До боли знакомые достопримечательности – многоэтажки, супермаркет, автосалон, пиццерия – неожиданно сменились. Во власть снова вступили деревья, медведи и…Что ж