Иллюстратор Юлия Иванова
Корректор Юлия Иванова
Дизайнер обложки Александр Грохотов
© Дмитрий Финоженок, 2022
© Юлия Иванова, иллюстрации, 2022
© Александр Грохотов, дизайн обложки, 2022
ISBN 978-5-0056-5843-2
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Эта книга – сборник коротких заметок об увиденном и услышанном в августе 2021 года во время путешествия в город Пафос на острове Кипр. Каждый день я брал с собой блокнот и записывал всё, что удивляло меня: странные факты, новые ощущения, неожиданные рифмы.
Во время подготовки текста к печати я рассортировал мои записи по темам, проверил цифры и цитаты, исправил некоторое количество опечаток и добавил комментарии. Юлия Иванова любезно согласилась проиллюстрировать мой дневник, за что ей огромное спасибо.
Во время полёта запрещается
Перед тем, как вступить на трудный путь пассажира авиакомпании, человек должен пройти инициацию. Его лишают всего: ремня и кепки, телефона и документов. Беззащитный стоит он перед карающей дланью закона. И если он не убоится и не возропщет, то даровано будет ему право пронзать пространство и время.
Полёты – это шаг вперед и час на месте: регистрация – очередь, досмотр – очередь, посадка – «Ждите объявления», взлёт – «Полёт займет шесть часов», приземление – «Не расстёгивайте ремень безопасности до полной остановки», багаж – «О номере ленты транспортёра Вам сообщат позже». Как будто попал в одну бесконечную пробку.
При регистрации на полёт нужно либо предъявить ПЦР-тест1, либо сертификат вакцинации, но контролёр просит всех приготовить результаты теста. Тех, кто сделал себе прививку, можно пересчитать по пальцам одной руки. Антипрививочники в абсолютном большинстве, что не мешает процветать услугам по дезинфекции прибывшего багажа.
Прошел паспортный и таможенный контроль. В ожидании рейса бесцельно хожу вдоль бутиков и кафе. В отличие от торговых точек Аэроэкспресса, где за кассами сплошь и рядом можно увидеть выходцев из Средней Азии, здесь, в duty free зоне, – одни лишь представители титульной нации.
Оказывается, baby changing – это не подмена ребенка, а пеленание.
В мире бушует пандемия, множество стран закрыло свои границы для туристов, так что все международные аэропорты работают вполсилы. Найти в зале ожидания свободное место – минутное дело.
Клининговая компания аэропорта называется «Чистая Россия». Конечно, вариант «Умытая Россия» был бы лучше, но так тоже неплохо.
Московское лето 2021 года
Смотрю на расписание вылетов. Для большинства направлений это один или два рейса в сутки. И только один аэропорт принимает больше дюжины бортов в день. Это Анталия.
Мой же путь ведет на Кипр, в город Пафос.
Взлетели. Ночная Москва с борта самолёта выглядит как огромная вышивка стеклярусом. Работа ещё не завершена: отдельные элементы узора уже видны, но общий замысел пока неясен.
Когда в неолите первые люди приплыли на Кипр, основой их рациона была не рыба, а слоны и бегемоты. Островные виды всегда меньше материковых, но карликовый бегемот – это все равно довольно много мяса. Не говоря уже о слоне.
Прошли тысячелетия с момента, когда был съеден последний кипрский слон, а пристрастие к мясу – до сих пор неотъемлемая часть этой островной культуры.
Первая любовь, ничего не поделаешь.
Расположенный на перекрёстке морских путей Кипр был лакомым кусочком для многих завоевателей. Он принадлежал грекам и ассирийцам, находился под властью Птолемеев и Александра Македонского, был частью Римской и Византийской империй. Им владели венецианцы и тамплиеры. Он страдал под османским игом и был колонией Великобритании. И только в 1960 году остров наконец обрёл независимость.
На Кипре от 310 до 350 солнечных дней в году. Забайкалье с его 278 безоблачными днями нервно курит в углу.
В марте здесь созревает мушмула и закачивается сбор последних цитрусовых урожая прошлого года2.
В августе на Кипре настоящее пекло. Беспощадное солнце раскаляет асфальт, здания, скалы, даже ночью температура не опускается ниже +28>оC. А ясное, без единого облачка небо не обещает ни ветра, ни уж тем более дождя. Только солнцезащитный крем, море или бассейн и питьё в режиме нон-стоп позволяют пережить день, если ты проводишь его на открытом воздухе.
Родительский дом. Для нас это место, где нам тепло и уютно. Неявно мы описываем климат за пределами этого дома как холодный, с головой выдавая в себе жителя высоких широт.
На Кипре твой дом – это место, где тебе прохладно.
Синоптики сообщают, что этот август на Кипре выдался дождливым. За первые две недели уже превышена месячная норма осадков. В августе она составляет 2.9 мм.
Вода в большом дефиците. Каждый бьющий из-под земли ключ овеян легендами и вплетён в историю христианства на острове.
Главным источником пресной воды на острове являются сезонные осадки. Чтобы растянуть дождевую и талую воду на целый год, все сколько-нибудь значительные реки острова перегорожены плотинами. Образовавшиеся водохранилища и есть весь запас воды на сухой сезон, который продолжается с апреля по октябрь.
Кипр за исключением горной системы Троодос – это меловые осадочные породы. Материал это не однородный и, подвергаясь водной эрозии, превращается в каменное кружево. Сотни впадин разного диаметра и глубины. Иногда это огромная пещера, иногда небольшое углубление.
Когда такая яма образуется на верхней поверхности прибрежного камня, она становится микроозером. Солнце выпаривает воду, море добавляет новую. Так происходит до тех пор, пока эта ямка не становится полной солонкой, иногда на пару килограммов морской соли.
На Кипре несколько парков ветрогенерации. В каждом из них – десятки огромных ветряков. На них приходится девять процентов вырабатываемой электрической энергии3.
На острове эти парки называют эоловыми рощами в честь Эола, полубога, владыки ветров.
Кипр называют островом святых, по преданиям несколько апостолов проповедовали здесь. Автокефалия поместной православной церкви – предмет гордости киприотов4. И одновременно Кипр позиционируется как остров Афродиты, богини любви во всех смыслах этого слова. Трудно же проповедовать аскезу среди туристов all inclusive отелей.