Smart Reading - Ключевые идеи книги: Деспотия и демократия. Всякий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею. Шарль Монтескье

Ключевые идеи книги: Деспотия и демократия. Всякий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею. Шарль Монтескье
Название: Ключевые идеи книги: Деспотия и демократия. Всякий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею. Шарль Монтескье
Автор:
Жанры: Политология | Научно-популярная литература
Серия: Smart Reading. Ценные идеи из лучших книг. Саммари
ISBN: Нет данных
Год: Не установлен
О чем книга "Ключевые идеи книги: Деспотия и демократия. Всякий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею. Шарль Монтескье"

Это саммари – сокращенная версия книги «Деспотия и демократия. Всякий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею» Шарля Монтескье. Только самые ценные мысли, идеи, кейсы, примеры.

Пути к тирании витиеваты, но предсказуемы. 300 лет сражений за равноправие, свободу и справедливость не прошли даром. Но… не везде. Деспотии по-прежнему сохраняются и процветают в отдельных государствах. Один из «отцов» демократии – Шарль Монтескье еще в XVII веке предостерегал об опасности имперских настроений и властолюбии монархов, пренебрегающих волей народа. В XXI веке его книга кажется не просто пророческой, а пугающее современной.

В формате PDF A4 сохранён издательский дизайн.

Бесплатно читать онлайн Ключевые идеи книги: Деспотия и демократия. Всякий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею. Шарль Монтескье


Оригинальное название:

De l’esprit des loix


Автор:

Charles Montesquieu


www.smartreading.ru

С любовью из XVII века

Век Просвещения подарил нам способность критически воспринимать мир – без религиозного трепета, предрассудков и невежества. Дал надежду на искоренение тираний и распространение ценностей свободы, справедливости и гуманизма.

Современная демократия обязана своим происхождением великим деятелям XVII века – особенно Шарлю Монтескье. Этот свободолюбивый француз призывал монархов чтить законы, аристократов – следовать принципам чести и любить умеренность, а народ – бороться за свободу, равноправие и благополучие.

Сегодня, спустя три века, эти призывы не теряют актуальности. Ведь пока технический прогресс движется невероятными темпами, прогресс политический в некоторых даже технически продвинутых государствах не сильно опередил классические тирании прошлых веков.

Самые жестокие тирании обычно выступают под флагом законности и справедливости, считал Монтескье. Разглядеть их – дело непростое, но первостепенно важное. И не только для философа, но и для каждого свободного и смелого гражданина. Особенно в XXI веке.

Республика, монархия и деспотия

Государство и власть

Шарль Монтескье описывает три типа государственного устройства. В каждом типе государства власть распределена неравномерно, законы имеют разную силу, а народ – разную степень свободы.

Первый тип – республиканский. Когда власть находится в руках народа, речь идет о демократии и демократической республике.

Если властью обладает лишь часть народа (обычно привилегированная), это называется аристократией и аристократической республикой.

Второй тип – монархический. Власть находится в руках одного человека – государя или монарха, но определяется неизменными законами. Монарх подчиняется принципам государственного управления, а его власть законодательно ограничивается.

Третий тип – деспотический. Власть находится в руках одного человека – деспота, не подчиняется никаким законам и правилам, а определяется исключительно его собственной волей и прихотями.

Любой тип государства может превратиться в деспотию, если:


▶ вся полнота власти будет отдана одному человеку;

▶ государство будет расширяться до размеров империи;

▶ народ утратит право свободного голосования;

▶ войско станет безоговорочно подчиняться монарху и притеснять народ.

Свободное голосование и «тупое спокойствие» народа

В демократии народ в некоторых отношениях является государем, а в некоторых – подданным.

Народ есть сам себе государь, если имеет право голоса и волеизъявления. Поэтому в демократической республике важно определить: кто, как, за что и перед кем голосует. Самый важный закон в демократии – закон об открытом народном голосовании.

Народ, который обладает верховной властью, считает Монтескье, должен самостоятельно делать все, что в состоянии хорошо выполнить. А то, что должен, но не может сам, – с помощью уполномоченных представителей. Они избираются и назначаются народом, становятся должностными лицами государства.

Но народ склонен действовать и по велению страсти. Он может увлечься актером или любым другим известным человеком с большей страстью, чем государственными делами.

Отсутствие у народа честолюбивых стремлений управлять государством – несчастье для республики. Когда народ пребывает в «тупом спокойствии», демократическая республика увядает.

Власть и законы

В аристократической республике государь – это группа знатных лиц. Народ по отношению к ним – подданные, а они для него своего рода монарх. Властвующая группа аристократов издает законы и принуждает народ к их исполнению.

Иногда у аристократии появляется необходимость в сенате, которому она передает часть власти и своих дел. Сенат действует в интересах аристократов. Демократия в такой республике распространяется лишь на аристократическую часть народа. Она – не для всех.

Чрезмерная власть, внезапно предоставленная в республике гражданину, образует монархию и даже больше чем монархию.

Когда в республике власть концентрируется в руках одного гражданина, есть большой риск злоупотребления ею. Ему не противодействуют никакие законы – они просто не были подготовлены для такого обстоятельства.

В обычной монархии власть хоть и принадлежит государю, ее масштабы сдерживаются законами, которые оберегают государственное устройство и определяют принцип правления монарха. А если в государстве нет ничего, кроме изменчивой и капризной воли одного лица, в нем не может быть ничего устойчивого и законного. Оно превращается в деспотическое государство.

Для соблюдения порядков и правил монархия нуждается в учреждениях, охраняющих законы. Такие политические коллегии напоминают монарху и аристократам о существующих законах, если те о них вдруг забывают.

Поэтому в монархии власть следует за законами государства. В деспотии – законы следуют за властью и капризами деспота.

Сластолюбивый деспот и его заместитель

Человек, которому все пять чувств постоянно говорят, что он все, а прочие люди ничто, естественным образом ленив, невежественен, сластолюбив.

В деспотических государствах нет ни основных законов, ни учреждений, их охраняющих. Деспот единолично обладает властью и сам же ее осуществляет. А простой человек – существо, беспрекословно ему повинующееся. У него один удел с животным – инстинкт выживания, подчинение хозяину, постоянный страх наказания.

Но иногда деспот предпочитает не заниматься делами лично в силу своей лени или невежества. Поэтому поручает государственные дела кому-то другому – визирю, наделив его всей полнотой власти. Такой человек действует от лица деспота, реализуя его волю и капризы.

Честность и добродетель (не) в почете

Чтобы поддерживать аристократическое или деспотическое правительство, честность не нужна. В первом случае все определяют желания ограниченной группы лиц – аристократов. Во втором – поднятая рука деспота.

Народное демократическое государство, напротив, для выживания нуждается в дополнительном двигателе – добродетели. Монарху, который считает себя выше законов, добродетель не нужна. А народному избраннику необходима: он должен ответственно подчиняться законам, соблюдение которых требуется от его народа. Иначе лишится народной поддержки и доверия.

Добродетель политиков – опора народного правления. Когда она исчезает, людьми овладевает корыстолюбие, общественная казна становится достоянием частных лиц, а республика – их добычей.

Принципы демократии

Любовь

Любовь к республике и есть любовь к демократии, а любовь к демократии есть любовь к равенству.

Самая главная добродетель – любовь к законам и отечеству. Она требует от каждого гражданина личное благо подчинять общественному


С этой книгой читают
Это саммари – сокращенная версия книги «Как узнать человека. Искусство глубоко видеть других и быть глубоко увиденным» Дэвида Брукса. Только самые ценные мысли, идеи, кейсы, примеры.Об общении есть множество мифов. Люди верят в псевдонаучные типологии в духе соционики и пытаются строить по ним отношения; верят, что хорошие собеседники обязательно блистают эрудицией или все время шутят.В своей книге Дэвид Брукс развеивает по меньшей мере часть эти
Это саммари – сокращенная версия книги «Оффер на $100 миллионов. Как делать предложения, от которых невозможно отказаться» Алекса Хормози. Только самые ценные мысли, идеи, кейсы, примеры.Что лучше, снотворное или медитация перед сном? Кажется, ответ очевиден. Тогда почему мы не знаем ни одного многомиллиардного бизнеса, связанного с медитацией, а число сверхприбыльных фармацевтических компаний растет с каждым годом? Парадоксально, но люди тратят
Это саммари – сокращенная версия книги «Дизайн впечатлений. Инструменты и шаблоны создания у клиента положительных эмоций от взаимодействия с компанией и продуктом» Роберта Россмана и Мэтью Дюрдена. Только самые ценные мысли, идеи, кейсы, примеры.Когда Мэтью Дюрден, один из авторов книги «Дизайн впечатлений», жил в Техасе, он неизменно ездил за продуктами в супермаркет H-E-B, хотя рядом с домом были другие магазины продуктов. Просто Мэтью нравили
Это саммари – сокращенная версия книги «Жить дольше. Наука и искусство долголетия» Питера Аттиа. Только самые ценные мысли, идеи, кейсы, примеры.Как известно, здоровье – это когда каждый день болит в другом месте. Старая шутка – и, увы, правдивая. Да, за последние десятилетия мы стали жить существенно дольше, но не здоровее. Преклонные годы у многих связаны с болью и немощью.Хорошая новость в том, что нам необязательно смиренно ждать, когда приду
Это саммари – сокращенная версия книги «Против часовой стрелки. Осознанный подход к здоровью и сила возможности» Эллен Лангер. Только самые ценные мысли, идеи, кейсы, примеры.В теории все мы согласны с расхожей фразой «нет ничего невозможного». Но умеем ли мы доказать это на практике? Еще в 1979 году психолог и исследователь Эллен Лангер провела эксперимент, который убедительно доказал: предоставление человеку выбора, удачно подобранное слово и н
Это саммари – сокращенная версия книги «Богиня глюкозы. Нормализуйте уровень сахара в крови, чтобы изменить свою жизнь» Джесси Инчаспе. Только самые ценные мысли, идеи, кейсы, примеры.«Вам нужен сахар, чтобы набраться энергии, и орехи, чтобы поддержать мозг, – съешьте батончик X», «Чувствовать сонливость в час дня – нормально. Выпейте кофе Y». Мы знаем, что это маркетинговые уловки, но… едим батончики и пьем кофе. Уровень глюкозы в крови скачет в
Этот текст – сокращенная версия книги Карен Прайор «Не рычите на собаку: новое искусство обучения». Только самые ценные мысли, идеи, кейсы, примеры.О книгеМетоды, которые в 1984 году Карен Прайор изложила в своей книге «Не рычите на собаку», изменили представления о поведенческой психологии и смягчили способы дрессировки животных. Она доказала гипотезу о том, что эффективно обучать можно не только человека, но и любое живое существо, вплоть до мо
Это саммари – сокращенная версия книги «Вы не сделаете мне больно! Как усовершенствовать свой разум и превзойти свои возможности» Дэвида Гоггинса. Только самые ценные мысли, идеи, кейсы, примеры.У Дэвида Гоггинса было тяжелое детство (и это не преувеличение): отец бил его, брата и мать и заставлял их работать ночами. Поэтому в школе Дэвид только и думал о том, как бы не заснуть и спрятать следы от побоев. Учителя и одноклассники считали его тупым
В основе хозяйственного управления Советской России и экономической диктатуры пролетариата лежат два основных принципа: во-первых – привлечение широких рабочих масс и профессиональных союзов к непосредственному управлению хозяйственной жизнью и во-вторых – сочетание необходимого для социалистического строительства централизма в управлении и концентрации производства с проявлением местными органами управления инициативы и самодеятельности в возмож
Автор книги – неутомимый и успешный охотник на Власть, эту всегда ускользающую субстанцию, которую охотно проклинают народы, но не могут без нее обойтись. В чем тайна власти и что она собой представляет?Рифат Шайхутдинов помогает читателю освоить терминологический ряд, в рамках которого осмысливают реальную власть и политику на Западе: «биовласть», «символическая власть», «мягкие технологии власти», «коды коммуникации», «интенции», «ориентация со
Что делают в России международные террористы? Ответ на этот вопрос дается через рассмотрение организации «Аль-Каида» как международной сетевой структуры, спекулирующей исламскими идеями для реализации нового мирового проекта. В книге подвергаются анализу организационные и идейные корни ваххабизма – одного из экстремистских направлений ислама, источника исламистского террора. Автор показывает, как идеи религиозных экстремистов – ваххабитов находят
В книге собраны публицистические и экспертные статьи Виталия Иванова, написанные в 2005–2007 годах. Автор определяет себя как охранителя и антиреволюционера, то есть последовательного сторонника власти и приверженца правых взглядов, враждебного одновременно левачеству и либерализму Нисколько не скрывая своей ангажированности, напротив, всячески ее подчеркивая, он разбирает базовые политологические понятия (суверенитет, демократия, нация и пр.), а
Что способен натворить инопланетный разум на Земле? Цепочка событий приводит героиню из другой части вселенной на Землю. По роковому стечению обстоятельств Герои попадают в переделку и встречаются с гостьей. Загадки и приключения лавиной обрушиваются на группу студентов, способных изменить что-то не только в незнакомой галактике. Они меняются, становятся сильнее, затевают свою игру – финальный аккорд, перед отправкой в космос. Кто придёт за ними?
Когда у тебя уже была большая любовь, когда казалось бы в твоей жизни все устоялось, а сама ты действуешь по определенным правилам, не ожидая каких-либо сюрпризов… жизнь удивляет своей непредсказуемостью.
Не сидится Магдалене ишт Мазере на посту секретаря. Пусть и платят хорошо, и работа не такая нервная, как прежде, тянет ее вновь раскрывать дела о незаконной магической практике. Разумеется, Магдалена не смогла пройти мимо, когда доверявший прежде начальник вдруг начал прятать письма. А тут еще странная экспертиза... Словом, бывших сотрудников Отдела по работе с магией не бывает, а в королевстве достаточно людей, готовых на убийство во имя сохран
— На что ты готова, ради сестры? — твердый мужской голос за спиной пробирает до мурашек. Нервы напряжены до предела. Сердце стучит так громко, что кажется, в любой момент готово выскочить из груди. — Давай, Алиса, скажи мне. — Ты ведь и так знаешь ответ, — старюсь, чтобы голос звучал ровно. Не хочу чтобы он знал, какие чувства меня сейчас переполняют: обида, боль, страх, отчаяние… — Скажи мне! Я не заметила, как Волков оказался за моей спиной. По