Добро пожаловать в завтра
Мы живем в стремительно расширяющейся цифровой Вселенной. Ежедневно 5 млн устройств подключается к сетям и друг к другу, а общее количество гаджетов, которые обмениваются информацией, в 2020 году перевалит за 20 млрд.
В 2021 году откроется первая полностью роботизированная аптека. Уже созданы таблетки, которые после приема передают данные о состоянии организма на компьютер производителя. Промышленный гигант Siemens развивает полностью безлюдное производство, а на шахтах концерна Rio Tinto огромными грузовиками и буровыми установками командуют машины.
Две трети объема мирового производства сегодня сосредоточены в промышленном секторе. Под влиянием цифровых технологий этой огромной индустрии предстоит сильно измениться в ближайшее десятилетие, чтобы выжить, преуспеть и полностью преобразить повседневную жизнь людей.
По оценкам Accenture, к 2030 году благодаря развитию промышленного интернета вещей (ПИВ) мировая экономика может получить дополнительно $14,2 трлн. Активнее всего будет расти ВВП развитых стран.
Развитие ПИВ сулит огромные прибыли, но требует новых подходов к управлению жизненным циклом продукта, внедрению инноваций, подготовке кадров.
Начинать путь в новую реальность нужно уже сейчас. Книга Шеффера станет проводником в мир промышленного интернета вещей. Он написал ее прежде всего для руководителей промышленных компаний и менеджеров высшего звена, но читать ее будет интересно всем, кто задумывается о будущем технологий, промышленности и о людях, которым предстоит жить в изменившемся мире.
Приметы цифровой революции
Цифровая революция в промышленности – мегатренд сегодняшнего дня. Промышленный интернет вещей уже используется в самолето- и автомобилестроении, производстве поездов и тяжелой техники, в разработке недр, фармацевтике и при создании «умных» бытовых приборов. В ближайшие десятилетия промышленный интернет вещей (ПИВ) полностью изменит индустриальные процессы, затронув как средства производства, так и работников. Изменения коснутся принципов управления, отношений с потребителем, преобразится сам подход к бизнесу.
Продукт умер. Промышленная революция в том виде, в котором она происходила последние 200 лет, завершена. Сегодня потребители покупают не предметы, а пользу. И со временем этот тренд будет только усиливаться. Место массового производства стандартных изделий, которые продают потребителям на разных рынках, займет производство «по требованию»: персонализированное, строго локализованное, оперативное. Потребители будут все активнее участвовать в создании продукта, заказывая собственные конфигурации покупок, а при необходимости – создавая их для себя на месте с помощью новых технологий.
Границы между индустрией и сферой услуг, между секторами B2B и B2C будут размываться все сильнее. «Промышленный консьюмеризм» превратит корпорации в клиентов, которые выбирают поставщика не по продукту, а по уровню сервиса. Сервис станет основным источником прибыли для производственных компаний.
Продукт завтрашнего дня станет «живым»: он будет постоянно обновляться и совершенствоваться на основе полученной от потребителей обратной связи.
Все эти изменения стали возможными – и неизбежными – благодаря развитию и удешевлению компьютерных технологий. Автор перечисляет шесть ключевых драйверов развития цифровизации в промышленности:
1. Сенсоры.
2. Носимые устройства.
3. Беспроводные сети (Wi-Fi, Bluetooth, NFC, 4G).
4. Средства интеграции приложений (API).
5. Приложения, использующие сенсорные интерфейсы, дополненную реальность, распознавание голоса и жестов.
6. Технологии хранения и обработки данных.
Промышленный интернет вещей объединил все эти инструменты. Индустрия 4.0, которая сделала возможным рождение ПИВ, плавно перетечет в индустрию 5.0, 6.0, и нет никаких причин ожидать, что прогресс когда-то остановится.
Уже сегодня миллиарды людей держат в руках смартфоны, которые представляют собой «живой» продукт: физический объект, свойства которого периодически улучшаются благодаря автоматическим обновлениям операционной системы и вокруг которого существует экосистема приложений, развивающаяся на основе обратной связи от пользователей.
Важно, что в случае со смартфонами качество пользовательского опыта больше зависит от цифрового наполнения продукта, чем от его физических характеристик.
В промышленности будет расти число автоматизированных операций и упреждающих ремонтов (которые производятся на основании данных, полученных от размещенных в оборудовании сенсоров, и позволяют предотвратить до 70 % поломок).
Обработанные данные обратной связи от потребителей будут использоваться в исследованиях, разработках и прототипировании новых продуктов. Вокруг продуктов будут развиваться экосистемы, нацеленные на создание пользы для потребителей.
Не все продукты могут стать по-настоящему «живыми», но к 2030 году все промышленные изделия будут включены в те или иные экосистемы, ориентированные на нужды потребителей. В них же будет происходить взаимодействие производителей, их поставщиков и партнеров.
Будет расти значимость человеческого фактора – освобожденный от рутинных операций работник станет чаще принимать решения, требующие проницательности, интеллекта и быстрой реакции.
По мере проникновения цифровых технологий во все сферы жизни будет расти роль компьютерной безопасности.
Промышленникам предстоит найти оптимальный баланс между развитием физических продуктов и связанных с ними услуг и сервисов. Внедрение технологий требует затрат, но эти инвестиции полностью окупятся, позволят не только сохранить производство в новой реальности, но и извлечь из нее максимум пользы.
Цифровая революция убирает из фокуса внимания продукт и помещает туда сервис. В «экономике пользы» не так важно владеть предметом, как иметь возможность им пользоваться. Поэтому производители все чаще открывают направление проката своих изделий, а самого громкого успеха добиваются компании, чьи передовые модели бизнеса вовсе не требуют владения собственностью.
Airbnb стал крупнейшей в мире сетью отелей, не владея ни одной физической площадкой для размещения путешественников. Модель Uber тоже никак не связана с машинами в собственности компании.
Предельная стадия этого развития – экономика, в которой производители дрелей конкурируют на уровне стоимости одного отверстия. Бизнес в новой реальности можно строить, предоставляя услуги с помощью арендованного оборудования.
Один беспилотный автомобиль в каршеринге может заменить семь личных машин.