Государство как гигантская человекоподобная машина
Несмотря на то что Томас Гоббс написал свой объемный труд в XVII веке, он до сих пор привлекает к себе внимание: по мотивам «Левиафана» пишут книги и снимают фильмы наши современники. Философ посвятил его другу – поэту Сиднею Годольфину, убитому в 1643 году во время гражданской войны. В трактате, поводом к написанию которого послужили беспорядки в Англии – сопровождавшаяся религиозными распрями гражданская война, казнь короля Карла I и установление диктатуры Кромвеля, – мыслитель сформулировал ответ на главный вопрос: «Как жить в мире»? А заодно напомнил читателям о предназначении государства (неудивительно, что мы забыли или не знаем о нем, ведь первое государство возникло еще в IV веке до нашей эры).
Забегая вперед, поясним, что философ уподобил государство человеческому организму: голова – монарх, тело – народ. Государство в целом – искусственно созданный человек-механизм огромных масштабов. Природу этого искусственного человека Гоббс описал в 47 главах (не считая Посвящения, Введения и Заключения), разделенных на четыре части: «О человеке», «О государстве», «О христианском государстве» и «О царстве тьмы». Мы постарались кратко изложить их в саммари.
О войне всех против всех
Несмотря на физические и умственные отличия, люди равны, считает Гоббс. Например, более слабый может путем тайных махинаций или союза с другими убить более сильного. Из равенства вытекает взаимное недоверие (человек, владея чем-либо, может ожидать, что другие люди совместными силами отнимут плоды его труда, жизнь или свободу), а из последнего – война. Всего мыслитель выделяет три причины войны: соперничество, недоверие и жажду славы. Первая заставляет людей нападать друг на друга в целях наживы (чтобы стать хозяевами других людей, их жен, детей, имущества), вторая – в целях самозащиты, а третья – из соображений чести (в ответ на проявление неуважения к человеку или его родне, друзьям, народу, сословию или имени).
Пока люди живут без общей власти, держащей всех в страхе, они находятся в состоянии войны всех против всех (под войной Гоббс подразумевает не только сражение или военное действие, но и устремленность к борьбе или боям). В этом состоянии каждый человек имеет право на все, даже на жизнь другого человека.
«В таком состоянии нет места для трудолюбия, так как никому не гарантированы плоды его труда, и потому нет земледелия, судоходства, морской торговли, удобных зданий, нет средств движения и передвижения вещей, требующих большой силы, нет знания земной поверхности, исчисления времени, ремесла, литературы, нет общества, а, что хуже всего, есть вечный страх и постоянная опасность насильственной смерти, и жизнь человека одинока, бедна, беспросветна, тупа и кратковременна».
Пока сохраняется такое право, никто не может быть уверен, что проживет отведенное природой время. Где нет общей власти, нет закона и справедливости, а жизнь людей похожа на гражданскую войну. В доказательство философ приводит аргумент: отправляясь в путь, мы вооружаемся и стараемся идти в большой компании, отправляясь спать – запираем двери и даже при наличии законов и вооруженных представителей власти запираем ящики в собственном доме.
Людей склоняют к миру страх смерти, желание вещей для хорошей жизни и надежда приобрести их своим трудолюбием. Поэтому они могут прийти к соглашению благодаря естественным законам. По словам Гоббса, естественные законы согласуются с разумом всех людей, существовали извечно и являются божественными.
Естественный закон – это предписание или общее правило, согласно которому человеку запрещается делать то, что пагубно для его жизни или лишает средств к ее сохранению.
Гоббс выделяет 20 естественных законов, каждый из которых вытекает из предыдущих:
1. Всякий человек должен искать мира. Если он не может его достигнуть, то может использовать все возможные средства для самозащиты.
2. В случае согласия других человек в интересах мира и самозащиты должен отказаться от права на все вещи и довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим, которую допустил бы по отношению к себе. По аналогии с законом Евангелия: поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой.
3. Люди должны выполнять заключенные ими соглашения (договоры о взаимных обязательствах). Для этого необходима принудительная власть, угрожающая большим наказанием за нарушения, чем благо от их свершения. Это возможно с основанием государства, благодаря которому появляется собственность.
4. Человек, получивший от другого дар, должен стремиться, чтобы даритель не раскаялся в своей доброте. Нарушение этого закона называется неблагодарностью.
5. Каждый должен приноравливаться к остальным. Человек, стремящийся удержать то, что для него является излишним, а для других – предметом первой необходимости, виновник последующей за этим войны. Противники этого закона называются упрямыми, необходительными, своенравными или несговорчивыми.
6. Человек должен прощать прошлые обиды тем, кто желает этого и раскаивается.
7. При отмщении люди должны исходить из размеров блага, а не зла, которое должно за ним последовать. Запрещается наказывать с иной целью, нежели исправление преступника или предостережение других, иначе это уже жестокость.
8. Человек не должен выказывать ненависть или презрение другому (делом, словом, выражением лица или жестом). Нарушение этого закона именуется оскорблением.
9. Каждый человек должен признать других равными себе. Нарушение этого правила есть гордость. Даже если природа сделала людей неравными, люди вступят в мирный договор не иначе как на равных условиях.
10. При вступлении в мирный договор никто не должен требовать для себя права, которое не согласился бы предоставить любому другому человеку. Греки называли нарушение этого закона желанием получить больше, чем причитается.
11. Если человек уполномочен быть судьей в споре между людьми, то он должен беспристрастно их рассудить. В противном случае споры могут разрешиться войной. Нарушение этого закона называется лицеприятием.
12. Неделимые вещи должны быть, если возможно, использованы сообща. Если количество вещей позволяет – без ограничения, если нет – пропорционально числу имеющих право. Иначе распределение неравномерно и небеспристрастно.
13. Право владения в целом или право первого использования вещей, которые невозможно разделить и использовать сообща, должно предоставляться по жребию.