Считается, что первыми свойства кофейных зерен распознали люди, жившие в Эфиопии. Никаких доказательств этого предположения нет, но вот «так считается». По самой распространенной легенде свойства зерен кофейного дерева узнал некий пастух Калдим приблизительно в 850 году. Легенда эта впервые записана в 17 веке, так что еще достоверно и неизвестно, легенда она или просто кем-то сочиненная сказка. В ней говорится, что пастух увидел, как его козы объедают плоды с некоего дерева и после этого становятся очень бодрыми и игривыми. Он собрал плоды и замочил их в воде, но напиток ему совершенно не понравился и он выплеснул его в огонь. Через некоторое время из потухшего костра начал распространяться маняще-вкусный запах. Пастух разгреб угли, нашел обгоревшие зерна и снова заварил их. Теперь вкус у напитка был другой, более приятный, а вскоре Калдим почувствовал бодрость и прилив сил. Он рассказал о зернах настоятелю соседнего монастыря, и тот захотел испытать действие зерен. Перед ночной службой он распорядился обжарить зерна в печи, измельчить и залить водой, а потом выпил напиток. К его радости, он был бодрым всю ночную службу и даже после ее окончания не хотел спать. Тогда он велел давать этот напиток другим монахам перед ночными молебнами.
Такова одна из легенд о том, как человек познакомился с кофе. Как бы это ни произошло на самом деле, известно только, что из Эфиопии кофе попал в земли Египта и Йемена. Восточные врачи писали о кофе еще в Х веке, отмечая его целебные свойства. Известно, что в XV веке его пили в суфийских обителях Йемена. Постепенно о кофе узнали по всему Ближнему и Среднему Востоку, а потом он пришел и в Европу, и в остальной мир. При этом популярность кофе не была всеобщей. Например, в 1511 году на собрании законоведов в Мекке кофе был проклят именем Аллаха, а напиток, сваренный из его зерен, признан «одурманивающим зельем дьявола» и запрещен к употреблению. Еще раньше кофе запретила пить Эфиопская православная церковь, это произошло аж в XII веке. И все-таки запреты не могли помешать тем, кто пристрастился к напитку.
В Европе первый раз (насколько сейчас известно) о кофе написал итальянский врач из Падуи Проспер Альпини. Он сопровождал венецианское посольство в Египет в 1591 году и там попробовал кофе. В 1615 году венецианские купцы привезли его на родину. В 1626 году кофе появился в Риме. Через несколько лет появилась первая кофейня в Венеции. Европейское духовенство, в частности, советники папы Климента VIII, тоже пыталось бороться с новым напитком, причем аргументация была такая, что кофе, называемый «черной кровью турок», является пагубным влиянием ислама на души христиан. Однако папе, видимо, кофе понравился, и он благословил его. Так кофе начали пить в Европе. Конечно, тут же началось выяснение, вреден он или полезен. Разные врачи выдвигали разные теории, например, что молотый кофе помогает при заболеваниях кишечника и истерии. В Англии некоторые врачи писали, что кофе стимулирует умственную деятельность, успокаивает душу и убирает слезливость. В других сочинениях указывалось, что кофе способен изгнать из ума вульгарность и приступы гнева. В общем, теории возникали самые разные. Кофейни постепенно распространялись по разным городам страны, так что в 1675 году года английский король Карл II подписал «Прокламацию о запрещении кофеен», мотивируя это тем, что они стали пристанищем недовольных и бездельников. Однако общественное возмущение было так велико, что указ пришлось отозвать. Между прочим, в Англии женщинам было запрещено посещать кофейни.
Считается, что кофе в Германии появился в 1670 году, хотя о напитке там знали понаслышке лет на сто раньше. Первая кофейная открылась в Бремене в 1675 году, а потом они появились в Гамбурге и Ганновере. Кофейни считались местом преимущественно для мужчин, но женщины не стали сидеть по домам, а начали проводить женские кофейные вечеринки – «кафехаузен». Конечно, в них участвовали жены крупных буржуа и аристократки. Рабочим кофе был запрещен, потому что якобы вызывает бесплодие, в итоге это привело к возникновению процветающего черного рынка кофе. Разрешили его пить без ограничений только к началу XIX века.