У развалов свежих археологических раскопов стояли два высоких, красивых человека. Они оживлённо беседовали. Весенний ветерок трепал их волосы и полы расстёгнутых плащей. Перед ними развернулась впечатляющая панорама целой россыпи, нетронутых временем, земляных нор, гротов и пещер. Были ли они карстового, тектонического или иного происхождения, это не важно. Главное заключалось в том, что они некогда служили местом обитания доисторического человека.
Археологическое чудо обнаружилось случайно, благодаря оползню из тысячелетних почвенных отложений. А если точнее, то вследствие небывало сильного ливня, вызвавшего этот счастливый оползень. В одном месте, на боку покатой, ничем не примечательной возвышенности образовалась трещина. Она сразу же привлекла взоры, случайно проходивших мимо туристов. К счастью, среди них оказались серьёзные люди, которые сообщили о своём открытии, куда следует.
Далее за работу принялись археологи. Их усилиями были открыты, одно за другим, сразу несколько обиталищ пещерного человека. Но на этом дело не кончилось. Работа лишь набирала обороты. Своё открытие учёные отнесли к большой археологической удаче. Суть её заключалась в том, что обиталища древнего человека сохранили в неприкосновенности скудные крохи предметной среды той эпохи. По существу, они представляли собой своеобразную капсулу законсервированного времени.
При беглом взгляде создавалось впечатление, что пещерные люди преднамеренно покинули свои жилища. И сделали это поспешно. Выглядело всё это весьма странно. Ведь они, надо полагать, проживали в достаточно комфортных условиях. Квартирный вопрос перед ними не стоял. Любопытно, что же заставило их покинуть столь насиженное место? Это обстоятельство не могло не заинтересовать учёных.
Один из беседующих был одним из руководителей Центра путешествий во времени, а другой – путешественником во времени. Причём, очень опытным. Он уже успел повстречаться с Александром Македонским, побывал лунной ночью в Гефсиманском саду, понюхал пороха Великой Отечественной, нырял в параллельный поток времени и сделал многое другое. Звали их Год Веков и Глеб Дронов.
Дронов, с нескрываемым любопытством, рассматривал лоно самой большой пещеры. Судя по её размерам и «роскоши» оставленных артефактов, она явно принадлежала продвинутому пещерному персонажу. Кто он, догадаться было не трудно? Скорее всего, это был вождь! Больше некому. Путешественник во времени с фотографической точностью запечатлел подробности внутреннего облика древней пещеры, а его мозг, с лёгкостью мощного нанопроцессора, зафиксировал их в своей памяти. Ведь такое многообразие предметов пещерного быта, а точнее, их осколков, в истории археологических изысканий встречалось не часто!
Веков с интересом отреагировал на неподдельное удивление Дронова.
– Нравится?
Глебов кивнул головой.
– Впечатляет!
Год улыбнулся.
– Согласен.
Путешественник во времени с трудом оторвал свой восхищённый взгляд от пещерных «сокровищ» запредельно далёкой эпохи, и посмотрел на своего непосредственного начальника. В глазах сожаленье.
– Жаль только, что побывать там невозможно!
Веков усмехнулся:
– Ты так думаешь?
Дронов с робкой надеждой спросил:
– Что, есть возможность?
Год спокойно ответил:
– Есть.
Глеб удивился.
– Туда, в самом деле, можно попасть? Это не шутка?
Веков загадочно улыбнулся.
– Можно, дорогой Глеб, ещё как можно…
Дронов не верил своим ушам.
– Серьёзно?
Веков являл собой саму уверенность.
– Конечно!
Путешественник во времени недоверчиво посмотрел на своего шефа. На его губах обозначилась ироничная усмешка.
– На пару минут? А после этого временной портал прищемляет хвост?
Ответ шефа стал для него полной неожиданностью:
– Нет, мой дорогой, не на пару минут. Далеко не на пару минут!
Дронов загорелся:
– Не томи меня, шеф!
Веков продолжил свою мысль:
– В заинтересовавшую тебя эпоху, Глеб, теперь технологически реально попасть, скажем, на двадцать четыре часа.
Уверенно дополнил сам себя:
– И это минимум.
Дронов повеселел: не верить начальству у него не было оснований.
– Двадцать четыре часа? Не может быть! Это круто!
Задал профессиональный вопрос:
– И можно подгадать под конкретное событие?
У Векова между бровями обозначилась морщина.
– Сложно, но пытаться надо. Сегодняшние технологии, в принципе, позволяют. Правда, при расчёте могут возникнуть некоторые трудности. Но их можно преодолеть.
Градус настроения путешественника во времени поднялся ещё выше.
– Это же другое дело!
Осторожно полюбопытствовал:
– И кто тот избранник судьбы, который отправится туда?
Веков ответил вопросом на вопрос:
– А ты как думаешь?
Всё существо Дронова преисполнилось радости. Конечно же, это он – Дронов. Ведь не зря Веков пригласил его на эти роскошные, археологические раскопки. Но прикинулся младенцем:
– Не имею понятия.
Начальник пожурил его:
– Не кокетничай, Глеб! Это тебе не идёт.
Лицо Дронова стало серьёзным.
– Неужели, я?
Веков ответил официальным тоном:
– Да, Глеб, ты. Я рекомендовал твою кандидатуру. Совет поддержал.
Дронов, в знак благодарности, склонил голову.
– Я тронут.
Веков сделал предостерегающий жест рукой.
– Однако есть одно условие.
Дронов насторожился.
– Какое?
Взгляд шефа стал твёрдым.
– Категорически запрещается нарушать Кодекс.
Глеб спокойно ответил:
– Мне это известно.
Веков продолжил:
– Только наблюдать и не вмешиваться в естественный ход событий! Только наблюдать и ничего больше! Слышишь, ничего! Уж слишком глубоко мы копнули…
Скептически посмотрел на Дронова.
– Не вмешиваться даже в том случае, когда ход событий не нравится наблюдателю!
Глеб недовольно буркнул:
– Это трудное условие.
Веков с ним согласился:
– Я понимаю тебя. Условие действительно трудное. Особенно для тебя. Но ты всего лишь гость из будущего. Причём непрошенный. Всегда помни об этом!