Как только мои «Танцы на бумаге» перекинулись на поля Версаля, остановиться было уже невозможно. Ну как не станцевать с Людовиком, ведь мы с ним люди одной профессии! Меня закружило и понесло… Сделав реверанс в сторону Монпансье, я не могла пройти мимо. Любуясь ею, я поняла, что пишу сценарий для спектакля… Она этого достойна. Итак, занавес открывается!!!
Одна известная балерина не уставала повторять: «Жизнь слишком коротка, чтобы танцевать с некрасивыми мужчинами». Уловить смысл этой философской фразы несложно, а, перефразировав, можно добавить: «Жизнь слишком коротка, чтобы писать о скучных людях». Тем более танцевать на бумаге с партнёрами, которые тебе не интересны. Я выбрала самых любимых – тех, которые выдержали испытания временем, штормами его перемен и бурь. Не спорю, люди, как и конфеты, не всегда соответствуют красивому фантику. Но о таких я не пишу. Вы полюбите моих героев так, как полюбила их я. Они, как и конфеты, имеют разную «начинку»: вкус горечи обязательно будет присутствовать. Без горечи сложно оценить вкус сладости. А творчество писателя – это не что иное, как умение создать на бумаге «вкусную конфетку».
Voila! Угощайтесь, она перед вами!
Прочитав эту книгу, вы узнаете:
• Нелюбимая любовь. Кто она, самая несчастная в любви женщина Франции.
• Кто она, жена короля, но не королева?
• Мы познакомимся с этой увлекательной историей и сделаем для себя полезные выводы.
• Лицо революции и узы Гименея. Связь, которая не перестаёт удивлять.
• Станцуем вкусное «адажио» с мировыми кондитерами в хороводе королей «сладкого дела».
• Побываем на балу Людовика Четырнадцатого, а затем посетим торжества в честь 300-летия дома Романовых.
• Попробуем на вкус звонкую чечётку леденцов Фёдора Ландрина и продолжим рубрику «Чем занять детей и удивить гостей».
• Узнаем о судьбах российских королей десерта после революции и отпразднуем день рождения «Мишки косолапого».
• Познакомимся с историей страны через историю одной семьи. Трагедия династии Конради.
• И не только…
Voila! Всё это горькое и сладкое угощение будет украшать столешницу фабрики П. А. Шмидта.
Танцевать на этом столе ни себе, ни вам я позволить не могу: он слишком прекрасен. Плясать на нём будут роскошные сладости в едином порыве под музыку десерта! Конфеты с мармеладом, пастила с бисквитом, шоколад с ликёром. А леденцы обязательно станцуют чечётку. Этим малышам просто необходимо прозвучать и отличиться.
«Как прекрасен наш хоровод!» – красивым низким голосом пропела плитка шоколада, а конфеты с ликёром, подпрыгивая, захихикали. Мармелад снисходительно улыбнулся, бросив взгляд на красивую коробку подарочных конфет, в которой лежали ноты. Музыка наполнила дом. Изящная столешница приосанилась, став выше ростом, и засияла. А бледнолицая пастила, стыдливо порозовев, прошептала: «Десерт, ты прекрасен!»
Десерт украшает столешницу Шмидта,
Для многих история эта забыта…
Но я расскажу, не скрывая печали,
Вы слышите: ножки стола задрожали.
Шоколадные вариации моей первой книги познакомили вас с прекрасным мейсенским фарфором. Мы совершили путешествие в страну хрупкой красоты. Но сладкие радости на этом не закончились. Стол накрыт. И какой стол?!
Изящные резные ножки, перламутровая столешница…
Вся эта красота сделана в России руками мастеров мебельной фабрики П. А. Шмидта. Познакомившись с историей этой семьи, задрожат не только ножки стола. Дрогнет ваше сердце, как дрогнул карандаш в моей руке, когда я писала эти строки. Почему? Сейчас узнаете. Но для этого необходимо сделать небольшую остановку и сказать несколько слов об истории создания мебели. Ведь нас так интересует СТОЛ и всё, что с ним связано. Ну какой праздник без стола? Без него даже самый изысканный десерт померкнет и не произведёт ни малейшего впечатления!
Кто первым придумал стол и где он впервые появился, никто точно не знает. Я полагаю, его придумали первобытные люди, как только выпрямили спины и перестали передвигаться на четвереньках. Думаю, столом им служил высокий камень или поваленное дерево. А вот учёные утверждают, что стол придумали древние египтяне, и это связано с обрядом жертвоприношения.
На Руси столы были большими, как и семьи, и за столом каждый знал своё место. Семейный обед представлял собой настоящий ритуал. А сколько пословиц и поговорок с ним связано! Вот, например: «хлеб на стол – и стол – престол», «за общим столом еда вкуснее». Одним словом, стол – главный предмет мебели в истории всего человечества. Недаром все переговоры и значимые события находят решения за круглым столом (иногда и за обеденным). Как вы, наверное, догадались из вышеизложенной пословицы, синонимом слова стол является престол. А это символ власти и княжения. Столица – не что иное, как стольный город, который может себе позволить пышное застолье. Поскольку я живу в Северной столице и очень люблю красивую мебель, небольшую мебельную вариацию я для вас станцую.
Родоначальником мебельного дела в России был Пётр Первый. Именно он начал приглашать мебельных дел мастеров из Голландии, Англии и отправлять на обучение наших плотников. Это были в основном выходцы из Устюга и Вологды, которые осели на Охте, где Пётр открыл артель резчиков. Среди них были искусные мастера, которые поставляли мебель в Царское Село (особым умением отличались мастера Носковы). Но самый пышный расцвет мебельного дела приходится на период правления Елизаветы. Парижские мастера уже не в силах удовлетворять растущий спрос, и расширяется собственное производство. В эти годы проектировкой мебели занимаются почти все ведущие архитекторы С.-Петербурга. Это и Растрелли, и Бренна, и Камерон, и Тома де Томон. Дело пошло, и к концу 1870 года в С.-Петербурге насчитывается более полутора тысяч мебельных фабрик и мастерских. В нашем городе до сих пор сохранила своё название Мебельная улица, где располагалось одно из таких производств. Как я уже сказала, мебель в России была тесно связана с архитектурой и делилась на две категории: дворцовая (парадная) и бытовая. До появления крупных фабрик мебель изготавливали крепостные мастера. Как правило, мастерские находились прямо в помещичьих усадьбах (Архангельское, Останкино). Среди крепостных-мебельщиков были настоящие умельцы, наделённые талантом и прирожденным вкусом. Любоваться красотой мебели, роскошью резьбы и обивки можно до бесконечности, а рассказывать о мастерах – тем более. Их фамилии вошли в историю, а их руки творили чудеса, создавая высокохудожественные произведения. Как нельзя кстати из глубин моей памяти выплыло высказывание П. Пикассо: «Некоторые художники изображают солнце желтым пятном, другие же превращают желтое пятно в солнце». Руки российских мастеров превращали простой кусок дерева в произведение искусства, наполнявшее комнату солнечным светом.