1.1. Понятийный ряд конституционного права. Что регулирует конституционное право: предмет отрасли
В правовой науке термин «конституционное право» традиционно рассматривается в трех качествах:
1) как отрасль права – совокупность норм права (общеобязательных правил поведения), регулирующих общественные отношения, относящиеся к предмету данной отрасли;
2) наука – система знаний и представлений об отрасли конституционного права и практике ее осуществления;
3) учебная дисциплина – систематизированное изложение важнейших положений науки конституционного права и основ конституционно-правового законодательства в учебных целях.
Конституционное право как отрасль права является составной частью любой национальной системы права. Как любая отрасль права, конституционное право представляет собой совокупность общеобязательных правил поведения, установленных (или санкционированных) и охраняемых государством. Особенности отрасли конституционного права в системе права определяются двумя критериями: предметом и методом регулирования. Предмет правового регулирования является наиболее значимым критерием отграничения отраслей права.
Предмет правового регулирования – те общественные отношения, которые подвергаются правовому воздействию.
Характер определенного круга общественных отношений предопределяет специфику правового регулирования этих отношений и в конечном счете обособление той группы норм права, которая выделяется в качестве самостоятельной отрасли права.
Конституционное право имеет свой предмет правового регулирования, в центре которого находятся общественные отношения, связанные с государственной властью, свободой и ответственностью человека в обществе и государстве. В этих отношениях выстраиваются модели государства и общества, важнейшие связи человека и государства, личности и общества. Поэтому эти отношения являются наиболее значимыми и для общества, и для государства, и для конкретного человека. В зависимости от уровня развития общества и существующих философско-нравственных и политико-правовых ценностей содержание предмета конституционного регулирования постоянно расширяется и уточняется.
Исторический экскурс
В период формирования институтов буржуазного государства и принятия первых письменных конституций (Конституции США 1787 г., Конституции Франции 1791 г.) предметом конституционного регулирования были отношения, связанные прежде всего с организацией государственной власти, определением границ вмешательства государства в общество, установлением личной свободы человека в обществе и государстве.
После Второй мировой войны и особенно с конца 70-х – начала 80-х гг. прошлого века в конституциях капиталистических государств (например, Италии, ФРГ, Испании, Португалии, Бразилии, Мексики) расширяется степень допустимого воздействия на социальные и экономические отношения, участия государства в экономике.
С появлением конституций государств социалистической модели (Конституций РСФСР и СССР, Конституций Албании, Болгарии, Венгрии, Вьетнама, ГДР, Китая, Кубы, Польши, Румынии, Чехословакии, Югославии и др.) в предмет конституционного регулирования включаются вопросы приоритета идеологической доктрины развития (например, марксизм-ленинизм), доминирующей роли партии и государства в экономической и духовной жизни, установления официальных (государственных) приоритетов в социальном, экономическом и нравственном развитии, принципов планирования, производства и распределения товаров и продуктов, государственного регулирования основных экономических отношений.
В российской правовой науке монархического периода до 1917 г. доминировал подход, согласно которому наука государственного права определялась как «учение о юридическом отношении государственного властвования»[1]. Естественно, что в условиях абсолютной монархии в предмете государственного права на первый план выходит государственная власть, ее устройство и механизм функционирования.
В советский период предмет отрасли государственного (конституционного) права значительно расширяется. В нем отражаются вопросы реализации мировоззренческих идей марксистской теории о построении бесклассового общества с постепенным отмиранием государства, диктатуры пролетариата, полновластия трудового народа, а в дальнейшем общенародного государства и новой исторической общности – советского народа, обеспечения суверенитета государства, самоопределения наций, установления и функционирования новой модели федерализма, закрепления основных прав и свобод (прежде всего социальных), модели советской демократии, установления экономической основы советского строя и т. д. При этом первенство в предмете конституционного регулирования принадлежало вопросам классовой сущности государственной власти, ее организации и реализации советской демократии.
Точка зрения
«Нормы советского государственного права, – как писал один из ведущих советских государствоведов А. И. Лепешкин, – прежде всего выражают и закрепляют государственный суверенитет и все важнейшие государственно-правовые формы его осуществления; они регулируют и закрепляют форму организации государства как в центре, так и на местах, структуру этих органов, принципы их организации и деятельности и основные вопросы полномочий»[2].
Следует отметить, что в последние десятилетия советского периода наметилась устойчивая тенденция расширения предмета конституционного регулирования за счет усиления конституционного воздействия на экономические, социальные, нравственные, духовные отношения. Например, согласно ч. 3 ст. 14 Конституции РСФСР 1978 г. «общественно полезный труд и его результаты определяют положение человека в обществе. Государство, сочетая материальные и моральные стимулы, поощряя новаторство, творческое отношение к работе, способствует превращению труда в первую жизненную потребность каждого советского человека».
Точка зрения
«Фактические конституционные отношения представляют систему экономических, политических, социальных отношений, выражающих сущность и основные черты развитого социализма»