Настоящая работа является относительно кратким сигнальным материалом представления начал будущей социологии. В чем отличие новой социологии от текущих теорий? Она полностью опирается на (социальную) психологию. Базой психологии здесь служит старая, но обоснованная, полностью интерпретированная, реконструированная и дополненная автором этих строк теория иерархии потребностей Маслоу-3 (после двух вариантов самого Абрахама Маслоу – 1943—1954 и 1970 гг.). Чем вызван интерес автора к этой теории с 1974 года? Её результаты даже в варианте Маслоу-1,2 дают частное, но очень важное применение в социологии разделения творческого и исполнительского труда. А развитие третьего нашего варианта теории приходится на период 2002—2018 годов.
Разработка новой социологии имеет несколько принципиальных особенностей.
Прежде всего, впервые социология строится полностью на базе общей психологии (среднего человека), то есть теории иерархии потребностей Маслоу-3. Но теория Маслоу-3 – это не просто перечень потребностей (без комментариев). Неискушенный читатель, вероятно, не знает, что современная психология до сих пор не способна определить свой объект – психику Человека (и Животного). Этот нонсенс дополняется и затруднениями биологии дать определение Жизни. А без последнего нет оснований говорить и о месте психики в Живых объектах.
Психика в нашей предыдущей работе, как и понятие Жизни, стала предметом системного анализа. Теперь она рассматривается как особый и высший уровень адаптации Организма для сохранения Жизни через управление восприятием среды и поведением в среде, то есть удовлетворением требований Жизни (смысла и ценности).
А откуда появляется адаптация? Сама идея отбора как выживания организмов от колебаний среды в Эволюции обязывает выживать и воспроизводиться в потомстве наиболее приспособленным. Так логика отбора формирует фиксацию (сохранение воспроизводством) изменений только как совершенствование адаптаций к флуктуациям среды. И потребности как состояния утраты адаптаций вплоть до восстановления баланса со средой, как снятие состояний утраты – отражают важнейшие результаты принципа отбора. Отбором корректируются не отдельные свойства организма и случайные изменения, а изменения по критерию совершенствования адаптаций.
Так после определения психики заново сформированное понимание потребности как функции психики запускать поведение и управлять восприятием и поведением до снятия (удовлетворения) потребности помогает выявить и сделать ясным функциональное состояние Организма (от среды), мобилизующее весь Организм для адаптации к Среде.
В силу важности выявленных нами трех взаимосвязанных адаптивных функций Жизни, см. п. 1.1., процессы удовлетворения потребностей образуют в ходе усложнения Среды надстраивание адаптаций, то есть потребностей, друг над другом в виде иерархии. А именно, воспроизводство (высшее в Живом достижение), требует запаса энергии, а сбор энергии требует достижения безопасности от чужого процесса запасания энергии. Потому не только потребности, но их иерархия оказывается важнейшим фактором Жизни.
Таким образом социология теперь опирается на базу Жизни, понимание Живого и Человека и на материалистическое осмысление цепи явлений: изменение среды – психика организма – потребность – адаптация через поведение, управляемое психикой.
С учетом использования теории Маслоу социологию, которая строится на базе внедрения такой специфической теории психики, логично именовать М-социологией, см. 1.1.
Все необходимые для читателя выводы теории Маслчет и основы нового принципа анализа активности Человека и Общества излагаются в первой части этой работы. Но полностью ознакомиться с логикой и аргументами реконструированной психологии, построенной на иерархии потребностей, читатель может (пока) лишь в работе «Кувшин Маслчет – психология о страха боли до совести» [Четвертаков С. А. 2018].
Социология излагается во второй части этой работы. Но здесь она начинается с появления потребностей, которые реализуются от общения микроначал социологии – бинарных социальных взаимодействий участников социальных структур. От микроотношений автоматически возникают, а потому кратко и по новому представлены социальные общности, их социальные институты и организации. В этой же части автор представляет читателю особый социальный и важный в истории объект класса социальных организаций, который можно назвать «иерархией труда». Он используется нами с середины 1970-х годов в интерпретации политической и экономической истории. Выбор объекта на базе разделения творческого труда управления и исполнительского труда шире капиталистического предприятия связан с нашим анализом и критикой теории Карла Маркса по поводу эксплуатации1 и её динамики в истории.
В этом же разделе мы очень кратко представляем свойства и историю иерархий труда.
Третья часть работы посвящена демонстрации применения механизма психологии в социологической теории. И для этого автор выбирает известный в социологии и экономике, а порой и в политике вывод, что иерархии труда в случае хозяйственной монополии каждой организации в своей общности – среде единой принадлежности, разрушаются или коррумпируют.
Демонстрация работы психологии в социологическом анализе проводится не для подтверждения этого вывода. Выводы в социологии, по крайней мере, в экономике, давно известны на опыте и в статистическом плане вполне достоверны. Монополия разрушает частновладельческие предприятия и корпорации, наносит вред окружающей природной и социальной среде. Бюрократизм государственных структур так же давно отмечен как причина неэффективности государства. Критика и выводы о гибели государств, монополизирующих хозяйство (и общество), – их сейчас именуют тоталитарными, а в прошлом «азиатскими» или «азиатским способом» (государственным по Л. С. Васильеву), – так же присутствуют в современной социологии и политэкономии. И по выводам в социальной науке споров нет.
Суть демонстрации в нашей работе носит принципиально методический характер ОБЪЯСНЕНИЯ ПРИЧИННОСТИ социальных явлений (феноменов) как функций процессов нижележащих (психологических) уровней.
К объяснению стоит дать аналогию с часами. Представьте себе, что вы наблюдаете за часами, ничего не зная об их устройстве. Чистые наблюдения за ходом движения стрелок (точно так и солнце встает и заходит каждый день) дает возможность обобщить явление. Но понимание явления в виде причинности изменений, природу, механизм явления наблюдатель выявить не в силах. Только найдя внутренние к макроявлению (а наши социальные явления есть сложные системы) механизмы и поняв их природу ОТ ПОЯВЛЕНИЯ ИЛИ СОЗДАНИЯ ДО РАЗРУШЕНИЯ, исследователь сможет быть уверен, что внешние результаты (ход стрелок или светил на небе, появление и исчезновение) имеют причины (возникновения, и прекращения) и в некотором смысле могут быть предсказаны как проявления «механизмов» (термин от создания машин, где причина не только в механике, но и в