В этот тихий, тёплый по-весеннему вечер Валентина не дождалась мужа со службы. Шёл победный май 1945-го. Беременная Валентина по вызову своего мужа Якова приехала в освобождённый 16 января 1945 года город Краков. Её изумлению не было предела. В сравнении с растерзанной Россией, дотла сожжёнными деревнями, с разбомблёнными и разграбленными городами, с голодными глазами обнищавших людей уцелевший Краков, сверкающий нарядными витринами магазинов, чистых старинных улиц и парков, уцелевших памятников, прилично одетых спокойных прохожих, сытых. Всё резало глаз.
А ведь древний польский город уцелел благодаря двум людям. Первый – это маршал Советского Союза Иван Степанович Конев, который запретил использовать тяжёлую артиллерию при штурме. Второй – Алексей Николаевич Ботян, позывной Алёша, который со своей группой и польскими товарищами захватили в плен инженера-картографа Зигмунда Огарека, служившего в тыловом подразделении вермахта. При нём нашли карты минирования мостов, плотины, а также сведения о местонахождении складов с взрывчаткой. Город подлежал затоплению. 10 января 1945 года эти сведения подтвердились. Группа Ботяна перехватила машину гитлеровцев-штабистов. В портфеле обер-лейтенанта Франца Шлигеля обнаружили документ о минировании культурных памятников Кракова, значимых административных зданий, плотины и мостов. Группа Алёши в ночь на 18 января организовала взрыв Ягеллонского замка в городке Новы-Сонч Краковского уезда, где хранились основные запасы взрывчатки. При подрыве замка были уничтожены около 400 фашистов. А уже 19 января передовые части 1-го Украинского фронта маршала Конева входят в Краков без применения артиллерии, мощным броском прорывая оборону врага.
Мужа Якова командование оставило в Кракове, в комендатуре. Из его письма Валентина поняла – это надолго. Яков писал, что здесь ей будет спокойнее родить с её непростой беременностью. Он же рядом. Командование выделило им огромный дом с мебелью. Врачи приличные. И ему будет спокойнее, если они будут вместе.
Валентине действительно всё очень понравилось. Сама родом из маленького украинского села Теплоключенка, она с восторгом восхищалась всему этому великолепию, этой мирной и спокойной жизни.
Дорогу перенесла хорошо. Первая беременность, конечно же, тревожила её. Слабая активность, замирание плода на седьмом месяце не давали покоя и уверенности обоим супругам. Вся надежда была на здоровый организм молодой женщины. Валя очень надеялась доносить ребенка. Ведь всё складывалось так хорошо. Красная Армия гнала фашистов уже на территории врага, в самом логове – Берлине. Уже подписана немцами капитуляция. Уже поднят флаг над рейхстагом.
В освобождённых городах Советская Армия оставляла надёжный тыл, потому что очень часто в тылу оставались небольшие немецкие формирования, банды предателей и бандеровцев – пособников фашистов. Предстояло много работы по очистке освобождённых территорий. Войск НКВД не хватало. Мобилизовывались командиры и бойцы из регулярных войск.
Вот так и попал майор Грищенко Яков Тимофеевич в освобождённый Краков. Из полевых командиров он был прикреплён помощником коменданта города в только что организованную комендатуру. Тут и сумел вызвать на место службы свою жену. Валентина была в восторге от огромного дома. Высокие потолки, стрельчатые окна, красивая старинная мебель, пушистые ковры. Бывшие хозяева бежали вместе с немцами на запад. Оставалась престарелая мать хозяев – пани Анна. Но она сама ушла жить из дома во флигель, уютный домик в саду. Пани Анна очень радушно встретила беременную Валентину. Показывала дом, хозпостройки, погреба, ухоженный сад и цветник. Было видно, что делает это она с удовольствием. Нет, совсем не как к врагу она отнеслась к супругам. Валентина быстро сдружилась с пани Анной. Где по-русски, где по-польски, но они очень хорошо понимали друг друга. Пани Анна вызвала знакомого врача для Вали, и он стал ежедневно её навещать. Сухонькая, небольшого роста, пани Анна вся ушла в заботы о Вале. Ходила с ней на рынок за продуктами, показывала, где лучше и дешевле купить хорошие и свежие продукты. Стала советовать, где купить качественную обувь, одежду, женское бельё. Ведь Валя скоро родит и ей надо прилично одеваться. Даже уговорила Валентину сходить в парикмахерскую и сделать причёску.
Валентина жила простой сельской жизнью. В их доме было чисто и уютно. Но такой роскоши, конечно же, Валя не видела. Да и одевались у них в селе по-простому. Валя познакомилась с Яковом в 1940 году. Её Яков, воспитанник детского дома города Минска, в 1940 году окончил Ленинградский мукомольный институт. Он приехал к ним расширять зернотоки и мукомольное производство. А Валентина, окончив всего четыре класса местной церковно-приходской школы, тем не менее поступила на поварские курсы и с отличием их закончила. В свои двадцать лет она уже работала поваром в единственной столовой села. Там они и познакомились. Их роман длился недолго. Красавец, высокий, стройный молодой человек с правильными чертами, с большими голубыми глазами, блондин, сразу покорил сердце девушки. Яков, конечно же, отличался от местных парней. Вежливый, аккуратно одетый, с правильно поставленной речью, он сразу же обращал на себя внимание. А Валюша, простая селянская девушка с украинским говором, но в тоже время яркая, красивая народной украинской красотой, тоже не оставила равнодушным Якова. Чёрная, смоляная коса, уложенная короной на гордо поднятой головке, брови вразлёт, глаза тёмно-карие, почти чёрные, притягивали к себе. Яркие, сочные, красиво очерченные девичьи губы манили взгляды молодых парней, обещая всю сладость дразняще-малинового вкуса. Но строгость и неприступность девичьего взгляда не сулили лёгкого знакомства. Её все знали, как порядочную, скромную девушку из хорошей семьи. Весёлая, озорная, способная на выдумки и всяческие проделки с подругами, Валя с ребятами вела себя очень и очень осмотрительно. Мама и старшие сёстры привили ей все приличия поведения и осторожность с противоположным полом. Но Яков был совсем другой, из незнакомого ей мира. Спокойный, уверенный в себе, не наглый молодой человек, он как-то по-родственному бережно вёл себя рядом с Валей. В ответ она влюбилась в Якова, доверяя ему как брату, как отцу, ясно осознавая, что он не причинит ей зла. А Яков и не собирался ничем обидеть эту весёлую и красивую девушку, с ярко выраженным характером, независимую и гордую.