The Net and the Butterfly: The Art and Practice of Breakthrough Thinking
Внутренние враги: как избавиться от того, что мешает вам развиваться
В название книги заложена красивая метафора: бабочки – мыслительные прорывы, сеть – наш мозг, который их улавливает. Нейрофизиологи знают, что гениальные идеи совсем не обязательно посещают только избранных счастливцев. На самом деле внезапные и уникальные вспышки сознания – предсказуемая часть сложного мыслительного процесса. Коротко: для обычных повседневных размышлений мы используем исполнительную сеть головного мозга, а вот особенные идеи возникают в так называемой сети пассивного режима работы. Чтобы в полной мере задействовать потенциал второй системы, надо повышать нейропластичность – способность мозга перестраивать нейронные связи.
Совершать творческие прорывы способен мозг любого человека. Все мы от природы можем создавать бабочек. Но для того, чтобы сплести и расставить сеть, нужны навыки и практика. А порой мы сами себе мешаем и создаем ограничения, цепляясь за ложные суждения из страха перед неопределенностью и неудачей. Так мы множим внутренних врагов, которые тормозят креативность и полет мысли. Кто они и как с ними можно бороться, вы прочитаете в нашем обзоре. Только большая просьба: не воспринимайте это процесс как войну с самим собой. Ваши недостатки, ваши теневые стороны – это части, из которых складывается ваша личность, особенная и уникальная. Вы заслуживаете бережного и уважительного отношения к себе, это и есть истинный способ преодолеть внутренние препятствия на пути к развитию.
Враг № 1. Самозванец
По каким фразам его можно опознать:
– «Ох, на моем месте должен был оказаться кто-то другой, я этого недостоин»
– «Ну что вы, я все равно добился этого не сам – мне помогали другие»
– «Меня хвалят? Скорее всего, они это делают просто из жалости»
– «Да я ничего такого и не сделал – мне просто повезло»
Кто он такой
Внутренний самозванец – тот, кто мешает вам признавать свои достижения. Он заставляет вас чувствовать себя не на своем месте. Например, вы получаете карьерное повышение, но вам кажется, что вы этого не заслужили. Кто-то хвалит вашу работу, но вы уверены, что вам лгут. Преподаватель поставил вам высокую оценку за реферат, но вы подозреваете, что он просто вас пожалел. Так и проявляется синдром самозванца.
Это понятие ввели в 1978 году клинические психологи Паулина Р. Кланс и Сьюзанн А. Аймс. С его помощью описывают феномен, когда люди, которые смогли добиться успеха, чувствуют себя не достойными награды. Им трудно принять свои достижения, и они боятся быть уличенными в «мошенничестве». Либо люди объясняют свою успешность исключительно помощью других. Еще вариант: человек считает, что задача была слишком легкой, поэтому он с ней и справился. Таким образом, он обесценивает и свои усилия, и свой результат. Парадоксально, но от этого синдрома зачастую страдают очень талантливые и успешные люди. Исследования показывают, что ему периодически подвержены около 70% населения нашей планеты.
Некоторое время синдром самозванца считался врожденным качеством, но психологи это опровергли. С 2000-х годов его изучают как сформировавшуюся реакцию на внешние раздражители. Оливия Фокс Кабейн полагает, что это ложное самовосприятие, то есть мнение о самом себе. Когда верх берет внутренний самозванец, у человека складывается впечатление, что он не компетентен для работы, проекта или должности. Ему кажется, что он не способен достичь прорыва и выдать по-настоящему новую и интересную идею.
А что говорят нейропсихологии? Этот синдром – реакция на стрессовый фактор, которым для человека, возможно, является успех. Причем успех беспокоит из-за страха неудачи – вот такой любопытный перевертыш, игра разума. «Я так боюсь неудачи, что и успех на всякий случай буду считать ненастоящим, как будто он мне не принадлежит».
В тревожной ситуации организм включает реакцию «бей или беги». По ощущениям она нам всем знакома: ладони потеют, сердце выскакивает из груди, дыхание учащается. Организм при стрессе начинает вырабатывать специальные гормоны: адреналин и кортизол. Они распространяются с током крови и заставляют направлять все ресурсы на критически важные для драки или бегства функции: ускорение сердечного ритма и дыхания, мышечные реакции, острота зрения и слуха и т. д. Все, что не пригодится для выживания, в этот момент отключается: восстановление мышц, пищеварение и иммунная система. И такие «излишние» функции, как когнитивные рассуждения, отключаются тоже. То есть рациональное мышление в момент стресса не срабатывает, так как не является критически важным для сиюминутного выживания. У организма нет задачи обдумывать создавшееся положение. Надо либо драться, либо убегать со всех ног.
Чтобы вызвать эту реакцию, порой достаточно просто подумать о ситуации, которую вы считаете стрессовой. Да, в критический момент реакция «бей или беги» включается, чтобы нас спасти. Но в нашей реальности не так много настолько опасных ситуаций.
В случае синдрома самозванца страх проявляется как социальное торможение – по сути, это боязнь того, «что подумают другие». Когда у человека складывается определенный образ самого себя, то возникает сильная склонность этот образ поддерживать. В данном случае это «мошенник», который не заслуживает похвалы и признания.
Социальное торможение делает нас цивилизованными людьми, оно важно, но не всегда. Управляющие им процессы в лобных долях мозга тормозят мысли и идеи, способнее привести к большому прорыву. Озарения возникают, только когда социальное торможение снижается.
Конечно, можно считать синдром самозванца мотивирующим состоянием. Чувствуешь себя не на своем месте? Значит, делай лучше, лучше, еще лучше. Но какой будет цена? Во-первых, часть мозга будет постоянно занята диалогом с самозванцем. Во-вторых, мозг способен деактивировать ваши творческие способности, если решит, что у вас в жизни было «недостаточно» успеха. В-третьих, синдром самозванца никогда не позволит вам рискнуть, осмелиться на что-то действительно новое и интересное.