Александр Смирнов - «Крестники» Андреевского флага

«Крестники» Андреевского флага
Название: «Крестники» Андреевского флага
Автор:
Жанры: Биографии и мемуары | Популярно об истории
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: Не установлен
О чем книга "«Крестники» Андреевского флага"

Крах Белого движения и добровольное изгнание сотен тысяч русских офицеров означали для многих из них конец профессиональной военной карьеры, а зачастую и нищенское существование на чужбине.

Примечательным явлением в жизни русской военно-морской эмиграции, стало участие наших офицеров в создании национальных флотов Финляндии, Польши, Югославии, Эстонии и Латвии. Поражает востребованность кадров бывшего Российского императорского флота, географически охватывающая не только территорию стран, входивших раньше в состав России, но и дальнего зарубежья, включая флоты ведущих морских держав, таких как США, Великобритания, Германия и Франция, не говоря уже об их младших союзниках и противниках – военно-морских силах Болгарии, Румынии, Испании, Бельгии и др.

Впоследствии некоторые русские морские офицеры приняли участие во Второй мировой войне, сражаясь под флагами стран антигитлеровской коалиции с фашистской Германией и ее союзниками.

Несомненно, все эти факты свидетельствуют о высоком уровне дореволюционной отечественной военно-морской школы и служат убедительным подтверждением существенного вклада русских военных моряков в создании национальных флотов наших соседей и их непосредственного участия в формировании военно-теоретических взглядов на характер и задачи войны на море.

Главный редактор издательства «Морское наследие» капитан 1 ранга в отставке, к. т. н., старший научный сотрудник И.В. Козырь

Бесплатно читать онлайн «Крестники» Андреевского флага


©А.А. Смирнов 2019

Светлой памяти моего первого наставника морского дела, капитана II-го ранга советского ВМФ – Владимира Александровича Стасилойца – Посвящаю эту книгу.


Вступление

«Быть может, лучи высшего счастья, доступного на земле, – счастья военного успеха и удачи – осветят чужой флаг, который будет для меня таким же близким и родным, как тот, который теперь уже стал воспоминанием.»

(Вице-адмирал А.В. Колчак. Ноябрь 1917 года)

Строки поэзии милитаризма, строки романтики войны были написаны легендарным адмиралом поздней осенью рокового для России года, в личном письме к даме своего сердца. Прославленный флотоводец и полярный гидрограф с мировым именем летом 1917 года остался не у дел. Он изнывал под гнетом не востребованности – тяжкой пытки для натур талантливых, привыкших к кипучей деятельности. Шла великая, еще невиданная на планете мировая война, а он, ас минного морского оружия, вынужден был томиться в тылу, топтаться на суше без дела и цели, превращаясь сам по себе в лидера патриотично настроенного офицерства. Вот Временное правительство Керенского и «сплавило» (иное определение и найти трудно) деятельного и популярного адмирала, становившегося опасным, куда подальше… Очень-очень далеко – за океан. Еще по пути из Севастополя в Петроград недавнего командующего Черноморским флотом склонял к переходу на службу в ВМФ США контр-адмирал Дж. Гленнон – глава военно- морской американской миссии в России. Для военного флота США, вступившего в апреле 1917 года в мировую войну, минная война была в новинку. Адмирал Колчак, только-только оставивший свой пост на Черном море, был признанным знатоком этой войны. И прагматичные янки решили привлечь специалиста высшего уровня. Гарантировали все. Чин вице- адмирала США, кафедру минного оружия в военно-морской академии, особняк, высокую оплату, обеспеченную и почетную жизнь самому Колчаку и его семье… Александр Васильевич вежливо, но твердо отказался. Тогда изворотливый и настырный американец изменил условия. Пусть не на совсем, пусть без оформления гражданства США… но не мог бы адмирал провести ряд консультаций для американских моряков – союзников России в войне с кайзеровским флотом? В рамках выполнения союзнического долга? Долг же для Колчака был превыше всего. И он согласился. В июле 1917 года он покинул Петроград – родной город и столицу страны, потерявшей государственную форму. Как оказалось, навсегда.

Роковой день 25 октября (7 ноября) 1917 года Колчак встретил в Японии, на пути в Россию. Советское правительство заявило о своем перемирии с Германией, провозгласив всеобщий мир без аннексий и контрибуций. Александр Васильевич понял, что пока в России ему делать нечего. Во всяком случае, воевать, исполнять свой союзнический долг не удастся. И он попросился на службу чужому флагу – английскому – на флот Ее Королевского Величества. Правда, в состав ВМС Великобритании, адмирал Колчак, входивший в «золотую десятку» флотоводцев русского флота, не попал. Кичливые джентльмены не считали равным себе даже такого прославленного союзника. Отчасти их можно было понять. Зачислить Колчака на флот с понижением в чине – оскорбительный шаг для России, которая еще может продолжить войну с Германией. Присвоить чин вице- адмирала английского флота русскому… После такого громкого прецедента в адмиралы флота «оплота демократии» еще, чего доброго, осмелятся метить презренные индусы или строптивые шотландцы… В Лондоне не хотели внутриполитических сложностей для своей колониальной империи. Но и отказать Колчаку прямо и резко не решились. Приняли компромиссное решение – адмирала принять, но зачислить в армию. Направить в сухопутные войска Месопотамского фронта. Правда, повоевать в английской пехоте адмиралу Колчаку так и не пришлось. Едва прибыв в штаб фронта, он был отозван обратно. В России разгоралась гражданская война, на родине его присутствие было нужнее. Но по пути из Японии в Месопотамию, часто наивный в своем благородстве Александр Васильевич и написал в письме строки, поневоле ставшие жизненной программой для десятков его сослуживцев по русскому флоту в эмиграции.

Адмирал Колчак погиб, не успев стать эмигрантом. Но нет сомнений в том, что, уцелей он в Сибири и окажись за пределами России, его ждала бы профессорская должность в любой военно-морской академии мира. Ему не довелось. Довелось другим. И стать не только преподавателями. Но и офицерами, командирами боевых и учебных кораблей, адмиралами, главнокомандующими ВМФ, морскими министрами и даже министрами обороны. После марта 1917 года 20 различных флотов стран мира, приняли под свои флаги офицеров и адмиралов русского Императорского флота. ВМФ восьми государств они создавали «с нуля». Даже чопорный английский флот был вынужден принять в свой корпус одного бывшего офицера флота царя Николая 11-го. Слишком уж высокой оказалась его квалификация. Вот немного прелюбопытной статистики. Только по неполным данным в ВМФ стран Европы, Азии и Америки служило 45 офицеров и адмиралов, начавших свою военно-морскую карьеру под Андреевским флагом. Из них 14 человек стали адмиралами в этих странах. Под этим флагом приняли они свое боевое крещение. «Крестниками» его были главком ВМФ, адмирал флота Латвии и еще один контр-адмирал латвийского флота. Три первых Главкома ВМФ Финляндии, три адмирала. Военный и морской министр Литвы. Польша… 51 офицер или адмирал польского флота начали военно-морскую службу в России, еще один десятилетия вел преподавательскую работу в Морском корпусе. Русский царь пожаловал одного поляка чином вице-адмирала, двух чином контр-адмирала, еще одного – чином генерал-майора флота. 29 поляков окончили Морской кадетский корпус, 5 – Морское Инженерное училище. Трое получили высшее военно-морское образование в Военно- морской академии. Один был награжден высшим военным орденом – Святого Георгия 4-й степени. Двенадцать из этого списка в родной Польше, получившей независимость от России, стали адмиралами польского флота.

Книга «Крестники Андреевского флага» – пожалуй, первая попытка обобщить разрозненные сведения о роли моряков царского, демократического или «белого» русского флота в становлении и развитии ВМС стран Америки, Азии и Европы в период между мировыми войнами. Ранее подобных попыток ни в СССР, ни в посткоммунистической России не предпринималось, и на то имелись объективные причины.

В Советском Союзе усилиями номенклатурных историков создан трагически-карикатурный образ офицера-белоэмигранта. Это либо циник- официант, либо печальный парижский таксист. Словом, человек, без какого- либо шанса на личностное и творческое развитие. У которого все лучшее в пришлом и только в прошлом. О том, что десятки из них достигли адмиральских и генеральских чинов, стали профессорами университетов, успешными предпринимателями – в СССР упоминать об этом запрещалось. После 1991 года об этом не хотели говорить в республиках бывшего СССР, на волне антисоветизма, выплеснувшейся в виде русофобии. Публичное признание того, что от России, царской или советской, Литва, Латвия и Эстония получили даром имущества на миллионы рублей золотом и подготовленных специалистов самых разных специальностей, в прибалтийских столицах считалось, чуть ли не национальной изменой.


С этой книгой читают
Историки русского флота упоминать о том, что известные флотоводцы, морские министры, Президенты Адмиралтейств-Коллегии, генерал-адмиралы и даже Государи императоры были посвящены в масонские ложи – не любят. А если где-нибудь об этом и напишут, то в контексте, что, дескать, все это форма досуга мистицирующих от скуки дворян.Сами масоны свои секреты непосвященным «профанам» не раскроют. И мемуаров не пишут.Самое главное – нужно вещественное доказа
В книге освещается история духовенства Российского императорского флота со времен Петра Великого (с небольшим экскурсом в допетровскую эпоху) до революции 1917 года. Корабельные священники принимали участие в большинстве экспедиций и дальних плаваний концаXVIII века – первой половины XIX века. При этом наряду с окормлением «морских людей» и миссионерской деятельностью они выполняли функции переводчиков и дипломатов, занимались сбором этнографичес
Многотомник «Миг и вечность» посвящен рассказу о жизни и творчестве Натальи Евгеньевны Бажановой – политолога, историка, экономиста, публициста, педагога, дипломата, внесшего выдающийся вклад в изучение международных отношений, мировой экономики, этносов, стран, цивилизаций. При этом, хотя Н.Е. Бажанова находится в центре повествования, акцент сделан также на описание и анализ нашего многообразного, противоречивого, сложного и очень интересного м
В сборнике избранных стихотворений и прозы члена Союза писателей России, создателя Российского союза гидрогеологов, кандидата геолого-минералогических наук и потомственного гидрогеолога Ю. Г. Богомолова фрагментарно отражены вехи его личной, творческой и производственной жизни. Представленные читателю материалы высвечивают ряд событий, через которые прошла историческая и современная Россия за последние восемьдесят лет.В формате PDF A4 сохранен из
Магия, судьба или сила притяжения могут прочно свести двух людей вместе. Но смогут ли они – горячие, эмоциональные, упертые и не умеющие строить отношения, сохранить то, что им дано свыше? Пройти огонь воду и медные трубы, опуститься на дно, ходить по граблям и наконец-то понять, что любовь начинается с любви и принятия себя. Но как это сделать? Сможет ли героиня снова почувствовать себя счастливой? Сможет ли спасти свой брак? Книга содержит неце
Во вступлении принято знакомить читателя с автором. Мне кажется, в данном случае это совершенно бессмысленно, поскольку сама книга познакомит с автором гораздо лучше всяческих выступлений.Книга приглашает вас во вселенную человека, умеющего жить не просто так, а увлеченно, присутствуя в каждом моменте своей жизни. Это качество позволяет автору не знать, что такое будни. Автор не указывает, что хорошо, а что плохо, – просто описывает ситуации из с
Из этой книжки юный читатель узнает, как маленький телёнок Бушка неожиданно встретился на лужайке-пастбище с малюсеньким лесным человечком по имени Лесовичок. Тот из-под самого носа забрал у него аппетитнейшую ягодку земляники, да только наш четвероногий друг вовсе не обиделся. Наоборот, захотел с ним подружиться.
На что пойдёт человек ради любимого человека? Что важнее всего на свете? Какие преграды могут стоять на пути к просветлению? Какой истинный план бытия? Главный герой окажется участником невероятной истории с непредсказуемым финалом. Он восстанет против всех, чтобы победить себя и обрести желанную истину.
Год 1947-й. Медработник Людмила Гудкова крадет из больницы морфий для своего друга композитора Александра Лапшина.Год 1951-й. Майор МГБ Апполинарий Отпевалов арестован как причастный к деятельности врага народа, бывшего руководителя МГБ СССР Виктора Абакумова, но вскоре освобожден без объяснения причин.Год 1974-й. Органы госбезопасности СССР раскрывают сеть распространителей антисоветской литературы в городе Владимире.Год 1985-й. Пианист Арсений
Любовь и месть – захватывающая история хладнокровной преступницы по прозвищу Фараонша.Ольга Котова, одна из главарей международного наркобизнеса, по-настоящему влюбилась, и это взаимно. Но что сулит любовь матерой преступнице? На пути к простому женскому счастью – сплошные препятствия: криминальные разборки, коварный полковник спецслужб Олег Рогов, одержимый идеей фикс – поймать Фараоншу, и, конечно, справедливая месть убийце родителей. Как убере