Предисловие ко второму изданию
Тема масонства в истории ВМФ России – для подавляющего числа писателей, историков русского флота, его адмиралов – запретная не только для изучения, но и даже для публичного обсуждения. Изданы тома биографий знаменитых адмиралов, опубликованы сотни статей, но почти никто из биографов или журналистов не упоминал в них о масонстве своего героя. Об этом не прилично было вспоминать, вроде как о пикантной болезни кого-либо из героев биографий. Это выяснилось после 1 издания моей книги «Масоны в русском флоте». Эволюция реакции на тему книги почти у всех была такова (в категорию «почти» попали те собеседники, которые при упоминании слова «масоны» принимали в обсуждении данной темы страусиную позицию раз и навсегда). Сначала отмахивались и усмехались, что за несуществующую тему выбрал автор?! Затем, признавая очевидные факты, но убеждали, по-сути, сами себя, что участие ряда видных адмиралов и офицеров русского флота, Государей Петра 1, Петра III, Павла 1, Александра 1 в деятельности масонских лож – это была лишь оригинальная форма их досуга в мистическом духе… Те, кто прочитали книгу и осмыслили ее – задумчиво мрачнели. И потом мягко убеждали более не исследовать эту тему. Мол, опасно это для жизни и здоровья: изучение «формы досуга» неких царственных особ и флотоводцев. И приводили веский довод: все же приведенные доказательства прямой связи программы действий мастеров масонских лож, с действиями ВМФ – слабоваты.
Не спорю. Я же не прокурор, а исследователь. Сам факт обсуждения этой темы – участие масонов в истории русского флота, попытка систематизации целой кучи разрозненных фактов «рассеянных» по различным источникам – уже победа! «Братья ночи» очень не любят, когда на них падает свет. И они оказываются в центре общественного внимания непосвященных «профанов». То есть нас с вами, уважаемый читатель.
В то же время, нельзя считать, что каждый масон в русском флоте был «агентом влияния» английского флота и в ложах ничем иным не занимались, как организацией дворцовых переворотов, революций и компроментацией православной церкви. Среди «вольных каменщиков» под Андреевским флагом числятся: Президент Императорской академии Наук, «Леонардо да Винчи» русского флота – адмирал Александр Семенович Шишков… Знаменитый исследователь Арктики, адмирал Петр Федорович Анжу мичманом был «братом» ложи «Александра к коронованному Пеликану». Победоносный флотоводец Григорий Андреевич Спиридов и сын его адмирал Алексей Спиридов заседали в ложе «Нептун»… И что же с того? Их масонство носило весьма условный характер, они отдавали дань моде того времени и о своем «братстве» не вспоминали – работая и сражаясь за Отечество, за Россию.
Эту книгу почти все называют «спорной». При этом она вызывает интерес. От соприкосновения с темой, чем-то таинственной, ирреальной, почти запретной. Официально не признанной. Но существующей. И сильно влияющей на нас.
Автор
Не слишком ли скандально сформулирована тема и название книги? Так может подумать большинство читателей, едва взглянув на заголовок. Предположение предопределено тем, что с 1918 года на территории России чрезвычайно редко и мало предавали огласке сведения об участии членов масонских лож в создании, развитии и уничтожении военно-морского флота Российской Империи. Никто и никогда не «накладывал» известные события в истории российских ВМС, на очень мало кому известные, события в истории тайных братств «вольных каменщиков» России периода с конца ХVII-го по первую четверть ХХ века.
В российской историографии, в самом начале ХХ века, были буквально единицы авторов, которые печатали статьи об истории военно-морского масонства России. Известны трое.
Первым был Николай Николаевич Беклемишев – редактор журнала «Море» и отставной генерал-майор корпуса гидрографов. В 1907 году в его журнале «проскочила» первая статья о масонах в русском Императорском флоте, но лишь периода ХVIII века. Известный исследователь истории масонства в России Тира Оттовна Соколовская опубликовала в его журнале работу «О масонстве в прежнем русском флоте» (в том же году эта статья была издана отдельной брошюрой). И спустя два года в том же журнале Беклемишева она же опубликовала биографическую статью о видном адмирале-масоне – «Адмирал А.С.Шишков». В 1909 году журнал «Русская старина» в трех номерах печатал «Списки военных, кои принадлежали к масонским ложам» ею составленные. Госпожа Соколовская «профаном» не была. Не только в научном, но и в масонском смысле. Долгое время являлась секретарем масонской ложи «Астрея» в системе лож «Великий Восток России». Хорошо знала и понимала о чем писала.
После революции и гражданской войны, уже в эмиграции – в Париже, бывший капитан 2 ранга А.А. Лукин (авторитетный историк русского флота) и сам «вольный каменщик» малым тиражом напечатал несколько работ, посвященных деятельности «военно-морской ложи», объединявшей масонов-моряков в период с 1905 по 1918 гг. Но в СССР и в Российской Федерации его воспоминания на эту тему были неизвестны. Впрочем, о любом масонстве, хоть о морском, хоть о сухопутном, хоть времен Петра I, хоть Временного правительства 1917 года… В Советском Союзе ничего печатать и говорить было нельзя (да и сейчас не принято). Нет, прямого запрета нет, просто все делают вид, что этого явления всерьез не существует (так же, как с темой НЛО). Первая публикация о масонах-революционерах 1917 года в СССР появилась только… в 1974 году. И вновь на многие годы на тему масонства в России было наложено негласное «табу». А уж тем более о масонах в российском флоте…
Уже в самом начале ХХI века в журнале «Родина» была опубликована статья «Каменщики в эполетах» (о масонах-«декабристах»), но прямо о роли и значении масонов в истории российского флота в ней не упоминали.
Словом, сама тема о масонах под Андреевским флагом не нова. Новизна в смысле этой публикации. Ведь ни до 1917 года, ни после никто из авторов «не совмещал» историю флота с историей масонства в России – раз. И второе: никто еще не пытался обобщить и проанализировать итоги масонского влияния на развитие ВМС России на протяжении с ХVII-го по ХХ-й век. Это тем более странно, что, только по не уточненным данным, в русском флоте масонами были 52 адмирала, 5 из которых были генерал-адмиралами, все как один – президенты Адмиралтейств-коллегии, 5 – директорами Морского кадетского корпуса, 7 – морскими министрами и 1 – президентом Академии Наук. Влияние масонских идеологов на дух и боевую историю русского флота «изнутри» было несомненным и сильным. Но об этом нельзя прочесть ни в одном историческом труде, изданном в стране после 1917 года. Почему? Кто, когда и зачем наложил табу на эту тему? Можно только гадать, но негласный запрет существует и действует. Может, причины этого запрета уходят в далекое прошлое – в конец ХVII-го века?