1.1 Понятие кровавого навета на евреев. Особенности обвинений евреев
«Ирония судьбы в том, что навет направлен против народа, который первым в истории поставил человеческие жертвоприношения вне закона (Брейшит, 22 и Дварим, 18:10) и был единственным народом древнего Ближнего Востока, который запретил употребление какой бы то ни было крови (Ваикра, 3:17, 7:26, 17:10 – 14; Дварим, 12:16, 12:23 – 25 (историк и публицист Иосеф Телушкин в книге «Еврейский мир» [2])
Джованни Гаспарро. Кровавый навет. Источник: http://www.renegadetribune.com/jews-furious-about-blood-libel-after-italian-artist-depicts-jewish-ritual-murder-in-a-painting/
Понятие кровавого навета на евреев
Кровавый навет (или клевета/обвинение на крови, или кровавая напраслина) на евреев рассматривается в качестве необоснованного обвинения евреев в убийствах людей иных вероисповеданий (в основном христиан), чтобы использовать их кровь в страшных ритуалах. Он базируется на сюжете фольклорного характера, в соответствии с которым каждый год евреи должны приносить в жертву ребенка-христианина для использования его крови в своих кровавых обрядах. Этот навет, по сути, представляет собой антисемитскую «утку», отвратительную по антисемитским последствиям ложь.
Кровавый навет – повторение очень старых мифов о культовых тайных практиках, имевших место во многих обществах доисторической эпохи. А христианские обвинения именно евреев в период средневековья просматриваются особенно явным образом. Эти клеветнические заявления, клевета в отношении уничтожения христиан и отравления их колодцев превратились в ключевую тему и причину преследования европейских евреев – с того времени – по время нынешнее.
Многие христиане считали, что евреев следует бояться, и связывали их с дьяволом. Эти негативные связь и имидж были усилены литературой, пьесами, искусством и многим другим. Однако, пожалуй, наиболее эффективным способом распространения этого послания страха в средневековые времена было сарафанное радио.
Очень разрушительная клевета, рассказываемая о евреях, была кровавым наветом. В нем евреи обвинялись в убийстве христианских детей с целью использования их крови в религиозных церемониях.
В отношении кровавых наветов можно сказать, что они касаются якобы испытывания евреями нужды в человеческой крови для выпечки пресных лепешек, известных как маца, которые принято есть во время еврейской Пасхи (Пейсаха). Однако следует обратить внимание на отсутствие этого элемента обвинения в самых ранних наветах, поскольку это были другие обвинения – обвинения в воспроизведении распятия (по примеру распятия Иисуса Христа).
Использование термина «кровавый навет» стало распространяться также на любые ложные или неприятные обвинения. Из-за этого у данного термина значение оказалось метафорическим и более широким. Однако на такое использование евреи не соглашаются. Поэтому правомерность его довольно спорная.
А вот еще такое определение (статья «Кровавый навет») [35]:
«Кровавый навет – специфический подвид наглой лжи и клеветы, а также одно из любимых развлечений средневековых и не только дурачков. В этом случае определённая социальная группа, а то и целый народ обвиняется в человеческих жертвоприношениях (в более современном сеттинге, впрочем, могут обвинять и в опытах над людьми/продаже органов на трансплантацию).
Нет, в данном случае речь не о тех, кто реально всё это совершает. Для кровавого навета важно, чтобы никаких оснований для подозрения не было, кроме банальной ксенофобии и нежелания по уму разобраться в проблеме. Ну, или желания свалить проблему на кого-то, чтобы её не решать».
Кровавые наветы провоцировали гонения на евреев, евреев из-за них пытали и убивали, они оскорбительны и небезопасны для еврейского народа, и они базируются на лжи и ненависти. Кровавые наветы – позор для христиан, забывавших, что Иисус Христос был евреем, и что он просил проявлять добросердечие к людям.
Еврей, подвешенный на дыбе. Из: Thomas Murner, Die Entehrung Mariae durch die Juden, издано в: Jahrbuch fur Geschichte, Sprache und Literatur Elsass-Lothringen, vol. 21, 1905
Особенности обвинений евреев
«Невежество питает страх. Знание страх убивает. Когда ты познаешь чужой народ, то в итоге оказывается, что они такие же люди, как все.» – Отец Ярви, «Полкороля» Джо Аберкромби
Особенности обвинений евреев таковы, что для евреев якобы особо желанной является кровь христианских детей. Исторически сложилось так, что кровавые наветы в основном связаны со смертями таких детей.
Был ряд надуманных еврейских мотивов в умерщвлении христиан. Один из мотивов – евреи будто бы хотели сделать из христиан мучеников наподобие Иисуса Христа.
Ритуальное убийство ребенка-христианина группой мужчин-евреев; ребенок, стоящий в центре, окруженный пятью фигурами, которые сдерживают, режут его и собирают кровь; в рамке орнамента с готическим лаубверком по верхнему краю; иллюстрация к Убертино Пускулино, «Duo libri Symonidos de Judaeorum perfidia», Аугсбург: Йохан Оттмар, 1511 г. Ксилография
Печать сделана: Гансом Гольбейном Старшим. Напечатано: Иоганн Отмар. The Trustees of the British Museum Источник: https://www.britishmuseum.org/collection/object/P_1932-0229-5
В кровавом навете в Фульде (1235 г.) на первый план выходит другой мотив: евреи будто бы берут кровь для лечения (здесь берется кровь пятерых молодых христианских мальчиков) [40]:
«В 1235 г. в Германии было зафиксировано целых четыре кровавых навета: в Фульде, в Лауде, в Таубербишофсгейме и в Вольфесгейме (этот город не идентифицирован). Наиболее известен навет в Фульде, значимый во многих отношениях: во-первых, помимо ритуального убийства, евреев впервые обвинили в использовании крови христиан в ритуальных целях. Во-вторых, этот навет вызвал резкую реакцию императора Фридриха II.
Рассказ об этом приводится в анналах Марбаха: сообщающих о том, что на Рождество (25 декабря) 1235 г. неподалеку от Фульды были убиты пятеро детей мельника и сожжен его дом».