Ранний солнечный луч скудно осветил темницу и разбудил находящегося там пленника. Хотя тот и не спал вовсе, однако забрезжившийся свет поднял его на ноги и заставил подойти к крохотному окну. Могучее телосложение пленника, его роскошная одежда и величественная поступь выдавали в нём высокородное происхождение. Плен и последующее унижение не смогли сломить его. Лицо по -прежнему выражало самоуверенность и решимость, хотя и с оттенком некоторой усталости.
Это был царь Крёз – повелитель некогда могущественной Лидии, всесильный монарх на территории Малой Азии. О его богатстве слагались легенды. Лидийцы одним из первых научились добывать золото из земных недр, сделав тем самым своего царя сказочно богатым. Лидийские золотые монеты с изображением льва очень ценились в древнем мире и приносили царской казне огромный доход.
Крёз вдохнул утренний воздух, в котором ещё чувствовался запах гари от ночных пожарищ. Вот уже несколько дней персы грабили и сжигали столицу его царства Сарды, унося с собой богатую добычу и угоняя в рабство народ.
Мрачная тень легла на царское чело. Как же это произошло, что могущественная и богатейшая страна, которой, казалось, ничто не угрожало, за считанные дни покорилась противнику, всегда боявшегося её? Мог ли кто усомниться, что незыблемое благополучие и процветание Лидии, настолько хрупко и шатко? Этот вопрос вызывал в душе у Крёза мучительную боль.
Несколько месяцев назад он, послушавшись предсказанию дельфийского оракула, уверенный в своих силах переправился с войском через пограничную реку Галис и вторгся на территорию персидского царства Ахеменидов. Как же случилось, что персы не только успешно отразили военное вторжение, но и смогли захватить саму столицу Лидии, пленив её царя? Он, который ещё вчера находился на вершине своего могущества, был несметно богат, повелевал множеством людей, которому завидовали многие царственные вельможи, теперь стал жалким узником своих врагов, отнявших у него в одночасье всё.
Лязгнул тяжёлый засов двери, и в сопровождении своих воинов в темницу зашёл царь персов Кир. С минуту он молча рассматривал покорённого им лидийского царя. При свете факелов лицо Крёза выглядело хоть и устало, но без тени смирения и страха. Кир же с наслаждением разглядывал человека, который лишился всех земных благ. От этого хищническое выражение лица сменилось некоторым добродушием. Сейчас как никогда судьба всемогущего монарха Лидии целиком зависела от его настроения.
– Видишь, каким зыбким бывает благополучие? Как легко может быть разрушено то, что созидалось годами. Причиной тому – обычная людская жадность и тщеславие.
Покорённый царь хранил суровое молчание.
– Ты первым начал эту войну, тебе и держать ответ за последствия, – сказал Кир, прочитав ненависть во взгляде лидийца.
Крёз продолжал молчать.
– Ты, владеющий несметными богатствами, ослеплённый алчностью, как обычный разбойник, позарился на добро своего соседа.
Крёз по-прежнему не издал ни звука. Его молчание сильно раздражало персидского царя. Ему хотелось бы услышать слова сожаления и пощады от некогда всемогущего повелителя Лидии. Однако тот стоял с невозмутимым видом, во взгляде котором не было даже намёка на отчаяние.
Царю персов надоело мрачное молчание Крёза и он перешёл на более животрепещущую для себя тему.
– В твоём дворце мы не нашли того золота, о котором слагаются легенды. Где оно? – спросил Кир, и глаза его заблестели от жадности.
Ухмылка появилась на устах у лидийского царя. Крёз понял, что с этого момента он становится хозяином положения.
– Если ты будешь продолжать молчать, я велю казнить тебя! – грозно проговорил Кир.
– Это единственное, на что ты способен? – тоном победителя, наконец, проговорил Крёз, – моё золото не подвластно моей смерти, а значит, никогда не достанется тебе.
Кир яростно схватился за рукоятку своего тяжёлого меча, который висел у него за поясом. Он подошёл вплотную к пленнику и злорадно прошипел ему в лицо:
– Смерти, которую я уготовил тебе, подвластно всё.
Его страшная угроза не возымела никакого эффекта. Ухмылка по-прежнему не сходила с лица Крёза.
Царь персов понял, что словами ничего не добьётся, повернулся к своим охранникам и приказал:
– Ведите пленника за мной!
Они пошли по тёмному проходу узницы и вышли на небольшой двор, расположенный среди крепостных стен. Здесь ничто не предполагало о намечающейся казни, которой Крёз боялся менее всего.