СССР, Крым. 1989 год.
Эта история началась обычным летним утром. Сквозь плотную ткань шторы, в небольшую, двенадцатиметровая комнату пробивался солнечный свет. Старый диван, стол, шкаф, две детские кроватки, телевизор. Из всех углов кричала бедность. На диване спал человек. В комнату вошла миловидная молодая женщина. Только что, накормив детей завтраком, она отправила их в школу и детский сад. Тихо прикрыв за собой дверь, женщина села на край кровати.
– Борис Ильич! Пора вставать! – нагнувшись к мужчине, тихо сказала она.
– Угу! А сколько там времени?
– Начало восьмого. Вставай! – ответила женщина и нежно погладила мужчину по волосам.
Он неожиданно сильно привлек к себе женщину. Его рука легла ей на ногу.
– Иди сюда!
– Не получится. Пару дней надо подождать, – с виноватой улыбкой ответила женщина.
– Вот так вот! Нет в жизни счастья! – разочарованно проговорил Борис.
Спустя несколько минут он уже надевал спортивный костюм и кроссовки. Спортивное прошлое приучило его к ежедневному кроссу, после которого – душ и завтрак.
– Эй, на шхуне! – позвал Борис. – Жека!
– Что? – спросила женщина, заглядывая в душ;
– Ты чего не отвечаешь? Каша готова?
– Готова. Я была на балконе. Не слышала.
На столе в маленькой кухне стояла тарелка с кашей и чашка кофе.
– Что у тебя сегодня? – спросила Женя;
– Как всегда. Обойду своих работодателей. Может им чего надо?
– Уже за то, что ты ходишь к ним по такой жаре, они должны платить! А ты им еще и работу делаешь! Жлобы!
– Жлобы… Мне надо зарабатывать на хлеб? Да и научиться надо. Кто будет платить большие деньги, если я только оканчиваю институт? Практики всего год.
– Да… Правильно, конечно. Но тебя жалко.
– А чего меня жалеть? Так же будет не всегда.
Сделав последний глоток кофе, Борис сказал:
– Всё! Благодарим за завтрак! Я пошел.
Он вышел из дома, сел в автобус, и поехал на работу. Основным местом работы была должность юридического консультанта в строительном управлении. Борису в ней не платили ничего. Но в обмен на юридические консультации предоставляли бесплатно кабинет с телефоном и не вникали в то, чем он занимался. С работой строители не надоедали. Иногда, лишь, обращались по поводу трудовых споров и семейных дрязг.
Едва войдя в кабинет, Борис услышал телефонный звонок. В трубке звучал мужской голос:
– Алло! Извините, а могу я услышать Бориса Ильича?
– Можете. Это – я. Слушаю вас!
– Здравствуйте, Борис Ильич! Меня зовут Дмитрий. Мне Вас рекомендовала Ольга Леонидовна. Она сказала, что только Вы мне можете помочь.
– Ух, ты! Только я! Это интересно. Чем же я могу Вам помочь?
– Да по телефону вряд ли расскажешь. Тут у меня целое дело. Мы могли бы встретиться?
– Могли бы. Знаете, где я нахожусь? Очень хорошо. Приезжайте.
Через некоторое время в кабинет вошел молодой, хорошо одетый человек, и с заискивающей улыбкой произнес:
– Борис Ильич? Здравствуйте! Я – Дмитрий. Я Вам звонил.
– Да-да! Прошу Вас! Присаживайтесь! Слушаю.
– Борис Ильич! Влип я в одну историю и не знаю, что делать… В общем, так. У меня есть небольшая фирма. Я и хозяин, и директор. Занимаемся мы, в основном, продажей путевок в здравницы Крыма. Месяц тому назад я уехал в Москву. Перед отъездом подписал несколько пустых бланков платежек и отдал своему бухгалтеру. Сами понимаете, с моим отъездом жизнь, ведь, не должна заканчиваться. Верно?
– Верно. Бухгалтер – мужчина?
– Нет, женщина. А что? Это важно?
– Пока не знаю. Просто так спросил. Продолжайте.
– Пробыл я в Москве несколько недель. Возвращаюсь в Крым и узнаю, что мой бухгалтер перегнала, по тем самым платежкам, все деньги моей фирмы на счет какой-то фирмы-однодневки. Они ей всё обналичили, «озеленили» и исчезли. Мой бухгалтер тоже. Пошел в милицию, а они говорят: «Если и возбудим дело, то Вы попадаете под подозрение тоже. Платежки, ведь, подписаны Вами». Но и это не всё. Вчера приехали кредиторы – те, кому я должен за путевки, и требуют денег. Я им всё объяснил. Ни хрена не верят. Говорят, что я их обманываю.
– О какой сумме идет речь?
– Примерно, штук семьдесят.
– Долларов?
– Да.
– Знаете, Дмитрий, – медленно проговорил Борис после некоторой паузы, – есть такой анекдот. К одному раввину пришла женщина, и целый час жаловалась на своего мужа. После этого она спрашивает раввина: «Ребе! Я права?» «Да. Ты права» – отвечает раввин. Через некоторое время к раввину приходит муж этой женщины, и целый час жалуется на жену. В конце концов, он спрашивает: «Ребе! Я прав?» «Да, ты прав» – отвечает ему раввин. Свидетелем всего происходящего был один молодой человек, который находился в синагоге. Он подошел к раввину и спросил: «Ребе! Извините! Можно Вас спросить?» «Да – ответил раввин. – Спрашивай». «Вот к Вам пришла женщина и жаловалась на мужа. Вы ей сказали, что она права. Затем пришел ее муж и жаловался на жену. Вы ему тоже сказали, что он прав. Как же так?» Раввин внимательно посмотрел на юношу и сказал: «Ты тоже прав!»… К чему я рассказал этот анекдот? К тому, что каждая из сторон в Вашей истории права по-своему: Вы, милиция, кредиторы. Это так. Кратко.
– Борис Ильич! Можете мне помочь? – с надеждой в голосе произнес Дмитрий. Возьметесь за это дело? Я Ваши услуги оплачу. Скажите только, сколько?
– Дмитрий! Послушайте. Этот кабинет принадлежит одной организации. Я в ней работаю юрисконсультом. Иными словами, я не частнопрактикующий адвокат. В каком качестве я предстану перед органами следствия? Это – первое. Теперь второе. В Вашей истории присутствуют признаки состава преступления. Однако никто не докажет, что Вы не причастны к нему.
– То есть?
– То есть? Чтобы не платить за путевки кредиторам, Вы, по предварительному сговору с бухгалтером, подписав бланки платежных поручений и уехав из города, похитили совместно семьдесят тысяч долларов. Бухгалтер исчезает. В условленном заранее месте Вы с ней встречаетесь и делите деньги. После этого, Вы возвращаетесь в город и изображаете из себя обворованного бизнесмена. Такое возможно? В-о-от! То-то и оно. В этом – вторая причина, по которой я не могу взяться за это дело.
– То есть, Вы мне не верите?! – вспыхнул Дмитрий.
– Дело не в вере, а в том, что при существующих обстоятельствах, я, как юрист, вряд ли смогу Вам помочь. Брать же с Вас деньги, зная, что помочь не смогу, не в моих правилах. У меня свои принципы. Может быть, из-за этого я и небогат. Принципы – категория дорогостоящая. Их себе могут позволить только богатые люди. Ну, это уже философия, к сути Вашего дела, не относящаяся. Такие вот дела, милостивый государь!