Лондон. Отдел убийств и тяжких преступлений.
Детектив Бетти сидела за компьютером и изучала жуткий YouTube-канал HOLMES. Неизвестный каждую неделю публикует видео. Название ролика и текст в нем перевернуты. Фоном играет музыка, а видеоряд украшают наброски, намекающие на личность жертвы. В последнем кадре автор появляется без самого главного – лица. Разглядеть можно только строгий костюм и котелок.
«Так, ну что, посмотрим, кто создатель»:
Меня зовут, затрудняюсь ответить… Я боюсь группы людей в черном —пристально смотрят. Я боюсь утонуть – падаю в воду. Я боюсь огнестрельного ранения —получаю пулю. Я боюсь прятать трупы – копаю глубже.
О HOLMES написано следующее:
Канал-перевертыш. Им нельзя помочь. Они все мертвы.
Бетти поерзала в кресле и подписалась на него.
***
– Где ты ходишь! Все уже ушли! – Майк открыл для нее дверь машины. – Как обычно, в «Рваную Глотку»?
Они приехали в паб, заказали по стаканчику. Начальник, добродушный старик, невысокого роста, средней комплекции, с грубыми физическими данными, вертел стакан виски в руках, проникновенно заглядывая женщине в глаза.
– Ну что? Что ты хочешь?
– Ты ведь знаешь журналистов, у них всегда есть информационный голод.
– Знаю! – ответила Бетти.
– Канал уже привлек общественность, – продолжил Майк, – только дай им жареного, так они эту новость будут обсасывать и смаковать.
– Так что ты хочешь от меня?
– Я хочу, чтобы ты выступила перед журналистами и поделилась своими соображениями по поводу ситуации. Надо сохранить престиж полиции в глазах населения.
– Майк, лучше поручи это детективу Джону. Пусть он возьмет на себя СМИ. Он хочет славы, а я как лучший детектив, которому нет равных, направлю силы на разгадывание тайн.
– Ну что ж, не буду давить. – Майк откинулся на спинку стула и допил виски.
Полицейские встали и направились к выходу.
– Тебя подкинуть до дома?
– Нет, я пройдусь. Хочу подышать, тем более прошел дождь. Сырость земли вперемешку с влажным воздухом, духотой и благоуханием цветов… Ты знаешь, я обожаю запахи.
– Хорошо. Жду завтра на работе.
Бетти сошла с крыльца бара и двинулась домой.
***
Дом Роберта располагался в западно-центральном районе Эрсл Корт, где до сих пор сохранились уютные улочки и двух-трехэтажные дома в викторианском стиле, а также небольшие сады и красивейшие кварталы с милыми таунхаусами. Бетти, не раздумывая, продала свой дом и переехала к Робу, после того как девять месяцев назад вышла за него замуж.
На момент первой встречи они уже разменяли не один десяток лет. Пара познакомилась, когда строительная бригада, в состав которой входил будущий муж, делала ремонт в доме Бетти. В строительном деле Роберт видел смысл жизни, но семь месяцев назад мужчина получил травму головы на стройке и больше не смог работать. Теперь он постоянный завсегдатай пабов и в местных кругах прослыл пьяницей. Бетти перестала его любить, но из-за жалости не бросала на произвол судьбы.
– Как прошел твой день? – спросил за ужином Роберт.
– Как всегда, работаю над новым делом.
– Видел по новостям. Тебе нет равных, не так ли? – он усмехнулся.
– Да, ты прав, – задумчиво произнесла детектив. – Я устала, пойду готовиться ко сну.
Она пожелала мужу спокойной ночи и пошла наверх. Он проводил ее взглядом до самого верха, после подкинул дров в камин, расположился в кресле, плеснул в бокал виски, взял сигару и ушел в себя.
***
Человека в костюме и котелке нельзя хорошо рассмотреть, этому всегда мешают какие-то предметы, возникающие перед его лицом: то висящее в воздухе яблоко, то пролетающая мимо птица, то курительная трубка. Часто он оказывается спиной к зрителю, в окружении двойников или попросту бесплотным силуэтом. Странный персонаж, им может оказаться любой. Если считать лицо отражением души, то он ее не имеет. Мы сыны Адама. Именно происхождение и первородный грех объединяют людей, делают всех одинаковыми. Данный ветхозаветный мотив реализуется в нарисованном яблоке. Человек прикрывается грехом, чтобы снять с себя груз ответственности, которым наделен только имеющий лицо.
«Любопытно… Автор обратился к творчеству одного из художников1 XX столетия и создал образ „Человека без лица“ на себе. Какой вывод из этого? – Бетти напряглась. – Идея двойничества, одинаковости, безликости. Предельно обобщенный образ, открывающий широкое пространство для интерпретаций. Возможно, автор – человек-аноним, который живет незаметно, маскируется под общую массу, при этом скрывая свое предназначение. Может, со временем изменился только его костюм, а сам неизвестный остался прежним. А жертвы – результат его или их страха перед миром».
Детектив анализировала происходящее на видео снова и снова и в конечном счете совсем запуталась.
Хайгейт Вуд на севере входит в группу четырех старинных лесов Лондона. Он занимает 28 гектаров, и, кроме очаровательной природы, здесь можно увидеть диких животных и местных, гуляющих лесными дорожками. Как раз на одной из таких неприметных троп обнаружили женщину с пулевым ранением в голову.
«А ведь я знаю эту историю, – Бетти попыталась вспомнить, – кажется, да, почти три года назад в новостях. Женщина совершила самоубийство. Личность не установили. Потеряшка, прошла как Джейн Доу2. У нее между пальцами осталась зажженная сигарета. Маловероятно и странно, что погибшая, не докурив, пустила себе пулю. Сигарета находилась в левой руке, значит, женщина была левшой, но пистолет лежал в правой, что уже вызывало подозрения. Получается, убийство. И совершил его создатель канала? Возможно».
Второе видео привело Бетти в Куинс Вуд из той же группы лесов на севере.
«До 1898 года Куинс использовался в качестве кладбища, но это в далеком прошлом. Его переименовали в честь королевы, и сегодня он является природным заповедником и любимым местом для многих лондонцев.
Нашли три разложившихся тела. Первые останки принадлежали женщине, остальные – двум девочкам. Мать и дочки. Старое убийство, кладбище, кости истлели, погибшие прошли как Джейн Доу и Бэби Доу. И здесь “человек без лица”?» – Бетти сделала пометки в блокноте и перешла к другому ролику.
«Что у нас здесь? Найдено в лесу… Опять. Хайгет Вуд. Похоже, автор испытывает слабость перед лесом, – усмехнулась она. – Обгоревшее тело… Два с половиной года назад… Женщина была еще жива, когда горела. Самоубийство? Родственников не нашлось. Прошла как Джейн Доу. Но тут есть одна деталь – пролом в голове. Предположим, в лесу она выбрала место, сама себя подожгла. Потом упала, объятая пламенем, проломила голову и догорала в бессознательном состоянии. Был удар. Ее притащили туда, а потом сожгли. Автор ее пристукнул? Допустим».