Руслан Хамхоев – владелец гостиничного бизнеса.
За десять лет сумел построить несколько фешенебельных отелей в Бишкеке и не собирается останавливаться на этом.
Женат, имеет двух детей.
Сегодня трудно поверить в то, что Руслан начинал свой гостиничный бизнес с двух номеров. Но это так. В 2002 году он купил участок по улице Фрунзе, 428. Там был малярный цех. Хозяин участка продал его в связи с переездом в Россию. Руслану здесь понравилось расположение и уютный дворик c фонтанчиком. И тогда он задумал построить для себя два номера, в то время он жил в Алма-Ате и ему часто приходилось бывать в Бишкеке по делам. В каждом номере был туалет и душевая кабинка, чистая постель, телевизор, небольшой холодильник, в общем, стандартный гостиничный набор. Знакомые посоветовали Руслану сдавать комнаты. Так как это строение (гостиницу с двумя номерами трудно назвать гостиницей) находилось в тихом спальном районе и не далеко от центра, клиенты не заставили себя долго ждать. Тогда Руслан решил достроить еще два номера. Стали появляться иностранцы. Спрос был. Руслан вспоминает, что особенно немцы любили летними вечерами посидеть во дворе на лавочках и тянуть пиво. Как человек любознательный, Руслан Хамхоев часто общался с гостями. К тому времени в его отеле побывали граждане Саудовской Аравии, Италии, Америки. Они говорили ему, что наконец-то и у вас появилось что-то приятное и что Кыргызстан красивая страна, и что они приедут к нам еще не раз. Беседуя с ними, Руслан Хамхоев прислушивался к их советам относительно того, что можно изменить в лучшую сторону. Именно они, иностранные гости, настроили его серьезно заняться гостиничным бизнесом, и Руслан понял, что время пришло! Пора действовать! Но, обо всем по порядку.
Конечно, гостиничный бизнес это вовсе не то, о чем он мечтал в детстве. Тогда, при советской власти, как и многие мальчишки, Руслан хотел стать космонавтом, летчиком, моряком. В школе он учился средне, хотя и были способности к иностранным языкам. Правда, пятёрка по английскому языку, по его словам, – заслуга его сестер (их у него восемь и все старшие, а младше него только брат), так как от них он слышал английскую речь, когда они готовились к урокам. По остальным предметам Руслан не достиг заметных успехов. Возможно, потому что уже немолодые родители были не так строги и требовательны к долгожданному сыну, да и слыть в школе за «очкарика» и «ботаника» как нормальному «пацану» Руслану не хотелось. Кроме того, уже со второго класса он занимался классической борьбой, с пятого класса ушел в секцию бокса в клуб «Золотая перчатка», стал кандидатом в мастера спорта. Играя со своими друзьями, часто прогуливал уроки. Они строили шалаши, катались на горках. Кстати, в биографиях успешных людей незаконченное школьное или высшее образование не редкость. И многие авторы книг и статей о знаменитостях часто подчеркивают это обстоятельство. К примеру, пишут о том, что Соичиро Хонда закончил только восемь классов, а Билл Гейтс бросил университет на первом курсе. Я считаю, что они лукавят и умаляют заслугу образования в развитии личности. Именно школа даёт навыки, основу, стержень, а ВУЗы дают специальность, профессию. Конечно, человек обладает какими-то природными способностями, талантом. Не хочу сказать, что Руслан большой талант по части бизнеса. Таких людей и в целом мире не так много. Но как бизнесмен в масштабе нашей страны, Руслан достиг немалых успехов. Предпринимательская жилка в нем проявилась еще в школе. Как-то раз Руслан забыл принести тетрадь. Учительница отругала его за это: «Тетрадь забыл принести, лучше бы свой мохеровый шарф забыл! Ты будешь двоечником, лодырем, безработным!». Руслан ответил ей: «Я один шарфик продам и больше чем ваша зарплата заработаю!». Тогда учительница крикнула: «Да тебя сейчас в детстве за спекуляцию надо посадить!». «Я этого никогда не забуду, – вспоминает Руслан, – как я ей эти слова сказал, ух! Она меня тогда возненавидела! Вызвала участкового и сказала ему, что у меня наклонности к спекулятизму!». Люди старшего поколения хорошо знают, что значит спекуляция, объясним это нынешней молодежи. Спекуляция – это скупка и перепродажа с целью наживы, в зависимости от объёма операций была административно или уголовно наказуемой в СССР. А теперь понятие «спекуляция» заменило слово «коммерция».
Отец Руслана работал заведующим магазином, а мать была домохозяйка. Семья хоть и была большой, но жила в достатке. Правда, родители не могли позволить себе купить сыну джинсы за 100—150 рублей. Эта сумма равнялась средней месячной заработной плате. А Руслану очень хотелось носить модную одежду, и тогда он решил самостоятельно зарабатывать деньги. Будучи городским мальчишкой, он не боялся тяжелой работы, и первые свои деньги заработал на бахче, собирая и продавая арбузы. Деньги были небольшие, на мороженое и кино хватало, а на джинсы нет. Ему было 15 лет, он ездил продавать одежду во Фрунзе-1 и возле гостиницы «Кыргызстан». Туда же приезжали торговать чернокожие студенты. Его, как подростка, сотрудники ОБХСС (Отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности) не замечали. Другими словами, Руслан тогда стал «фарцовщиком» (тот, кто добывает и спекулирует вещами, выменянными или перекупленными у приезжих иностранцев или у тех, кто мог их достать по «блату»). В 70—80-х годах, все, кто имели деньги и желали красиво и оригинально одеваться, приобрести импортную одежду (ширпотреб) или технику, книги, музыкальные пластинки, прибегали к услугам фарцовщиков, из-за тотального дефицита товаров в СССР. А с началом 90-х годов, когда стали появляться первые «челноки», фарцовщики исчезли или же переквалифицировались в коммерсантов. Руслан на поприще фарцовщика хорошо зарабатывал, бывало в день пятьдесят рублей! Напомню, что тогда доллар стоил 76 копеек. 50 рублей были равны примерно 65 долларам США. Учитывая инфляцию почти в десять раз сегодня, тогда 50 рублей были суммой значительной.
После окончания школы Руслан устроился на завод. На «Киргизавтомаше» он работал плотником полтора года, затем устроился в «Торгодежду» грузчиком, там тоже проработал полтора года. Был призван в армию. Солдатские сапоги носил в городе Панфилов на казахско-китайской границе. Дослужился до старшины роты, а в конце службы Руслана даже назначили старшиной батальона. Годы в армии не прошли даром. «Все два года, когда ты в армии, – вспоминает Руслан, – работаешь на кого-то бесплатно, думаешь, какой бы забор за это время дома поставил бы, стену. Столько энергии и сил уходит впустую, когда ты бесплатно на кого-то работаешь». Руслан думал о родителях, тогда они были уже в преклонном возрасте, жили в старом доме и он хотел построить для них новый. Вернувшись из армии, Руслан начал осуществлять свои фантазии. Тогда, в начале 90-х, народ только-только начинал заниматься бизнесом. Его друзья, соседи продавали машины, перегоняя их из Прибалтики, России, города Тольятти. Он пригонял машины для себя, но ему так везло, что покупатели сами уговаривали Руслана продать их им. И волей-неволей ему приходилось продавать машину и снова ехать за новой покупкой.