Ехали долго, на улице начинало темнеть.
– Эх, говорил же, раньше выезжать надо было! – недовольно пробурчал Сергей. – Этак мы и до ночи не доберёмся!
– А далеко ещё ехать-то? – устало спросила Светлана.
– Да не, сейчас посёлок проедем, а потом ещё километров двенадцать – и всё.
– А ты тоже хорош, – с укором произнесла Светлана, – пацанам уже по десять лет, а ты только сейчас их решил отцу показать! Ну как вы там, ребята, не устали ещё?
Мальчишки Валёк и Илья уютно устроились на заднем сидении автомобиля, уставившись в мобильные телефоны, абсолютно не обращая внимания на происходящее.
– Что, мама? – отрешённо спросил Валёк, после чего вновь погрузился в чарующий и манящий мир мобильного интернета и видеоигр.
– Да я ведь, как школу окончил, так в деревне-то больше и не бывал, – задумчиво произнёс Сергей, – сама знаешь, институт, семья, работа. Да и не ближний свет каждый раз в такую даль добираться. Ну да хоть сейчас наконец-то собрались съездить. А вообще, конечно, приятно вернуться в родные места через столько лет!
Посёлок городского типа был хорошо асфальтирован, освещён и больше походил на небольшой провинциальный город, нежели на село.
– Нет, ты посмотри, как посёлок разросся! – восторженно воскликнул Сергей. – Не то что во времена моего детства. Никаких грунтовых дорог, асфальт кругом. А вот узкоколейку убрали, это жалко. До любого леса на поезде доехать можно было. А теперь нерентабельно.
– Да, вот только и здесь всё заборами огородили, – грустно заметила Светлана.
– Ну а что ты хотела? – ответил Сергей. – Неприкосновенная частная собственность. Мир капитализма вносит свои коррективы в жизнь.
Проехав посёлок, машина выехала на грунтовую дорогу, которая, извиваясь змеёй, убегала в лес.
– Пап, у меня телефон разрядился! – пожаловался Валёк.
– У меня тоже три процента осталось! – взволнованно воскликнул Илья.
– Тише, дети, отложите свои телефоны, мы уже почти приехали, – спокойно ответил Сергей, – Сейчас с дедушкой будете знакомиться.
На улице уже совсем стемнело. Наконец в свете фар показалась табличка: «Деревня Петряево».
– Ну вот мы и на месте! – облегчённо воскликнул Сергей.
Миновав небольшой мост через речушку с забавным названием Шутовка, машина въехала в деревню.
– Да, а деревушка-то совсем не изменилась, – удручённо заметил Сергей, – Самобытная русская деревня, напрочь оторванная от цивилизации!
Деревушка была небольшой. Разбитая грунтовая дорога, скудно освещённая одинокими уличными фонарями, покосившиеся деревянные домишки, колодец-журавль, которых было всего четыре на деревню. Магазинов в деревне не было. За всем необходимым приходилось ездить в посёлок за двенадцать километров. Дом дедушки – на самом краю деревни. В окнах горел свет.
– О, не спит папаня, ждёт гостей дорогих! – радостно воскликнул Сергей, паркуя машину возле калитки.
– Не мудрено, столько лет не виделись, – укоризненно протянула Светлана, – Небось не надеялся уже родного сына да внуков увидеть.
К калитке медленно подходил невысокий кряжистый старичок. Сергей устало вышел из машины и расправил плечи.
– Ох, спина моя, – жалобно простонал он.
– Эх, парень, в твои ли годы спиной-то маяться? – улыбнувшись, произнёс старичок. – Ну здравствуй, сынок, давненько ты в наши края не заглядывал!
– Каюсь, грешен, – ответил Сергей, – когда у тебя свой бизнес, свободного времени, считай, что нет!
Отец и сын обнялись. Тем временем Светлана и дети вышли из машины.
– Ну, батя, давай я тебя с семьёй своей познакомлю, – деловито произнёс Сергей, – Это Светлана, моя вторая половинка, а это наши оболтусы: Валентин и Илья.
Светлана поздоровалась с дедушкой, дети же просто молча стояли у машины.
– А это Кузьма Петрович Сапрыкин собственной персоной. Мой отец и ваш дедушка!
– Здрасте, – нехотя произнес Валёк, Илья же просто продолжал тупо смотреть на дедушку.
– Ну да что же мы на пороге-то, – улыбнулся дедушка, – добро пожаловать в дом!
Домишко был небольшой, но уютный. В центре комнаты располагалась большая русская печь, отделявшая жилое пространство комнаты от кухни. В печи весело потрескивал огонёк. Стол, стулья и две кровати – вот и всё убранство. У окна стоял большой сундук, на котором спал кот.
– Кота не трогайте, он всегда тут спит, – предупредил Кузьма Петрович, – Это его любимое место, возле окна.
Дедушка принялся накрывать на стол. Сергей подошёл к умывальнику, чтобы умыться с дороги. Светлана занялась вещами, а дети достали зарядные устройства и подключили мобильные телефоны.
– А что, интернет здесь не ловит? – разочарованно произнёс Валёк.
– Нет, дети, тырнета у нас нету, – ответил Кузьма Петрович, – Да и почто он нам тута?
– Ох, беда! – сокрушённо воскликнула Светлана. – Только и знают, что в телефонах своих сидеть. Прямо не знаю, что с этим делать!
– Добро пожаловать к столу, – произнёс дедушка, – Скромно, что Бог послал: щи с мясом, картошечка да хлеб с салом.
Гости уселись за стол. Родители с аппетитом принялись за еду, а дети, покопавшись ложками в тарелках, снова уставились в мобильные телефоны.
– А вы чаго жа не едите? – поинтересовался дедушка.
– Да они к такой еде не приучены, – горестно пояснила Светлана, – Выбирают, что повкусней, а простую еду игнорируют. Прямо не знаю, чем накормить.
– Дети, ешьте, другого ничего не будет! – строго произнёс Сергей. – Иначе голодными останетесь!
Мальчишки нехотя взяли в руки ложки и принялись за еду.
– Кузьма Петрович, я смотрю, и у вас в посёлке всё заборами обнесли? – спросила Светлана.
– Ну а чаво вы хотели? – задумчиво ответил дедушка. – Закон сохранения энергии пока ещё никто не отменял. Что гласит закон сохранения энергии? Закон сохранения энергии гласит, что никакая энергия не исчезает бесследно, она просто переходит в другую форму. Кинетическая в тепловую и так далее. А мы вот с недавних пор по европейской моде на кладбище перестали оградки ставить, а это такая мощнейшая энергетика, накопленная веками! Как она может бесследно исчезнуть? Ну и вот вам результат, получите и распишитесь. Теперь в городах всё заборами огородили. Зато на кладбищах нонча хоть пляши!
– Интересная теория, – улыбнулась Светлана, – Я о таком раньше даже и не задумывалась.
– Всё, что мы делаем, имеет свои последствия, – ответил Кузьма Петрович, – И об этом следует помнить.
– А я вот недавно читала, – сказала Светлана, – Что, по мнению климатологов, в результате таяния ледников через сто лет Петербург имеет все шансы уйти под воду. Это тоже следствие деятельности человека?
– Эти ваши клизматологи погоду нормально предсказать не могут, – улыбнувшись, ответил дедушка, – Откуда им знать, что будет через сто лет?!
– Пап, – вмешался в разговор Сергей, – Нам со Светкой нужно срочно в Москву по делам сгонять. Мы у тебя пацанов оставим на пару недель?