Вера Дмитриева - Луна в озере. Подражание танка и хокку

Луна в озере. Подражание танка и хокку
Название: Луна в озере. Подражание танка и хокку
Автор:
Жанр: Стихи и поэзия
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: Не установлен
О чем книга "Луна в озере. Подражание танка и хокку"

Почему танку и хокку – древний поэтический стиль Страны восходящего солнца? Даже самой себе мне трудно ответить на этот вопрос. Может, потому что японские трех- и пятистишия пленяют какой-то запредельностью, многослойностью.

Бесплатно читать онлайн Луна в озере. Подражание танка и хокку


© Вера Дмитриева, 2020


ISBN 978-5-4498-8665-1

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

От автора

«Хокку – это палец, который указывает на Луну», – Басё

Почему короткие стихи? Почему танку и хокку – древний поэтический стиль Страны восходящего солнца, такой далёкой и загадочной? Даже самой себе мне трудно ответить на этот вопрос. Короткие стихи присущи не только японской культуре. Были и греческая эпиграмма, и двустишия (рубаи) Омара Хайямы. В русской поэзии, как правило, многословной, есть великолепные образцы коротких стихов – четверостиший. Но именно японские трех и пятистишья пленяют какой-то запредельностью, многослойностью, они завораживают своей образностью и глубиной, пленяют краткостью и точностью.

У древнего народа особый дар – в малом видеть великое, в песчинке – гору, в капле росы – весь мир, во вздохе ветра слышать боль души. Трудно не поддаться магии такого стиха и не попробовать себя в этом стиле. Конечно, проба – это не танку и хокку в их истинном виде, а попытка приблизится к ним, остановить и запечатлеть миг в тридцать одном слоге, или даже в 17 слогах.

Вначале была танка (короткая песня), которая ещё на заре японской истории вытеснила длинные стихи. Танка была подлинно народная форма стиха, её умели слагать все, а не только поэты. Танка не имеет ни названия, ни рифм, но обладает устойчивым метром: это пятистишие, где в строфе в первом и третьем стихе 5 слогов, а во втором, четвертом и пятом по 7 слогов (5-7-5-77), всего 31 слог.

Хокку (начальные стихи) отделилось от танки много столетий спустя. Исторически оно является первой строфой танки, но это вполне самостоятельное произведение. В каждом стихе определенное количество слогов: пять в первом, семь во втором и пять в третьем – всего семнадцать слогов. Хокку стих, который с 16 века стал называться хайку, привлекает нас колоссальной концентрацией мыслей и чувств всего в трех строчках. Задача этого жанра – выхватить из действительности один миг, осветить его вспышкой воображения так, чтобы он отразил целый мир. Всего семнадцать слогов, а все сказано, и манит то, что осталось между строк. Японские краткие стихи требуют от читателя интенсивного домысливания.

В классическом хокку (хайку) главное – состояние природы, ее душа, перекликающаяся с настроением и чувствами человека. Определенные «сезонные» слова (киго) обозначают время года или намекают на него. А главное, что в этих коротких стихах такое слияние человека с природой и всем мирозданием, что кажется весь мир проходит сквозь тебя, и ты растворяешься в нем и понимаешь все его тайные знаки.


С этой книгой читают
Бывает, живет человек, и все, вроде, у него, как у всех… Есть будни и праздники, друзья и враги, радость и печаль, а душе неуютно, тесно, холодно, как будто ледяная корка не дает истине пробиться сквозь нее. И вот однажды, повернув голову, вдруг видишь ангела за плечом. Истина, наконец, пробивается в душу, становится огромной и горячей, как солнце – Солнце Правды. И все меняется. Именно об этом моменте жизни автора рассказывают стихи и проза в кн
Глядя в камень, действительно можно увидеть другой мир, кажется, оживает сказка. Рождаются ассоциации, иногда самые неожиданные, ими и делится автор с читателями. Зри в камень и увидишь чудо.
В книге «Музыка в зимнем лесу» собраны произведения, написанные за 2019—2022 годы. Это своеобразный дневник в стихах, которые отражают состояние и самого автора, и окружающего мира.
Утомительная поездка в метро может стать настоящим путешествием в незнакомые миры человеческих душ и судеб. Вглядываясь в попутчиков, подмечая детали: выражения лиц, одежду, манеры поведения, можно многое понять в жизни человека.
В этой книге собраны стихи замечательного поэта-лирика, поэта-прозаика, он пишет и о любви, и о природе, о стихах, много стихов религиозной лирикой, гражданской лирикой, о поэтах-шестидесятниках, таких, как А. А. Вознесенский, Р. И. Рождественский, Б. А. Ахмадулина, Е. А. Евтушенко, В. С. Высоцкий, наш классик С. А. Есенин, В. В. Маяковский, а также философская лирика. С. Н. Поздняков начал писать стихи ещё в XX веке, в конце, а продолжает писать
Этот цикл возвращает в поэзию знаменитый образ. Искусство, как смысл существования. Искусство, как высшее предназначение творца. Поэзия – сама башня. Поэт – ее заключенный. Искусство ради искусства. Молодой поэт оценивает творчество его предшественников, современников, собственное творчество. Однако центральный и важнейший для автора образ – слово. Великое, вечное. Рассуждениям о нем, о его судьбе и назначении и посвящен этот цикл.
Сборник стихотворений, объединённых одной тематикой, которую можно отнести к философской лирике.
В сборник вошло более 150 произведений, созданных в период с 2010 по 2018 годы. Любовь и расставание, полет и падение, жизнь и смерть, развитие и увядание – нашли свое отражение в творчестве поэта. Вы готовы?
Тысячи книг написаны о советском хоккее и столько же будет написано еще. Однако книгу, которую читатель держит в руках, можно смело назвать уникальной – такой еще не было. Она показывает советский хоккей не только с фасада, но и заглядывает за его кулисы, раскрывая секреты «тайной дипломатии» – интриги спецслужб и партийной номенклатуры, которые во второй половине 70-х активно помогали советскому хоккею выбраться из кризиса. События этого захваты
Новая книга Андрея Фурсова посвящена проблемам борьбы в русской истории. Автор рассматривает различные аспекты и периоды этого противостояния от Смуты начала XVII века до наших дней.Среди проблем, над которыми размышляет А. И. Фурсов, – не только общая логика истории России, но и Смута и коллективизация, опричнина и перестройка. Прогноз, который дает автор на ближайшие годы: Запад попытается в очередной раз преодолеть надвигающийся кризис за счет
Этот труд, а точнее, эту безделицу следовало бы скорее назвать «Недостоверной историей философии»; ну да уж назвал, как назвал, а посему: «Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!». Да, улыбайтесь, но не забывайте интересоваться философией – причем всерьез.
Магические хитросплетения влияют на судьбы людей и ход истории. Приоткрывшаяся завеса таинств покажет вам настоящую черную и светскую магию, вы совершите увлекательные путешествия по загадочным уголкам стран, станете участниками завораживающих и пугающих ритуалов, узнаете об истинных причинах гибели Пушкина и Чайковского, об уникальных, не имеющих аналогов, разработках советских медиков и еще много волнующего и сенсационного раскроется вам на стр