На протяжении всей истории бытия Xристианской Церкви святыми отцами постоянно изучалась и постигалась опытным путем основная заповедь Господа Иисуса Христа: любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга (Ин. 13: 34). Данная заповедь стала краеугольным камнем всего учения нашего Спасителя, а также явилась неотъемлемой частью заповеди о необходимости любви к Своему Творцу: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, – вот первая заповедь! (Мк. 12: 30) Таким образом, святые отцы Православия всегда старались возгревать в себе именно чувство любви к Богу, Его творению и особенно к человеку, как венцу Божиего творения.
Одним из святых отцов, который много говорил и писал о христианской любви, является святитель Иоанн Златоуст. Он поистине явил собою кладезь христианской мудрости, что выразилось в огромном количестве его слов, поучений, проповедей и различных богословских работ, дошедших до наших дней. Св. Иоанн Златоуст, будучи епископом Константинополя, постоянно наставлял свою паству по всем христианским вопросам. Что касается темы христианского понимания любви, то и по данному вопросу святитель Иоанн Златоуст оставил нам немало своих размышлений и поучений. Рассуждая о христианской любви, святитель охватывает все возможные стороны проявления данного чувства и дает нам разъяснения, как себя необходимо вести в той или иной ситуации. Так, например, размышляя о любви Господа к нам, св. Иоанн пишет: «Примечай человеколюбие Господа, как Он никого не презирает, но раб ли то или рабыня, над всеми являет Свое промышление, взирая не на различие званий, а на расположение души». Св. Иоанн Златоуст, как и все православные отцы, всегда напоминал своей пастве о безмерной любви Господа к Своему творению. Писал он также и о необходимости нашей любви к Богу, как о естественном чувстве, испытываемом творением к своему Творцу: Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих; слово же, которое вы слышите, не есть Мое, но пославшего Меня (Ин. 14: 24). Значит, кто не слушает этих слов, тот не Меня только не любит, но и Отца. Если доказательством любви служит повиновение заповедям, а заповеди от Отца, то, очевидно, кто повинуется им, тот уже любит не Сына только, но и Отца». В другом месте: «Признательный раб должен благодарить своего Господа не тогда только, когда наслаждается беспечальною жизнью, но показывать тоже благодушие и в неприятных обстоятельствах». Но, говоря о христианской любви, святитель всегда напоминал и о том, что каждый верующий должен стяжать это чувство в своем сердце и душе: «Если ты без сострадания и милосердия будешь проходить мимо брата, то, может быть, когда сам падешь, другой точно так же пройдет мимо тебя. Если же ты не хочешь быть оставленным без внимания, когда бы случилось тебе пасть, то и сам не пренебрегай падшими, но оказывай им всякую любовь, и почитай за величайшее благо возможность спасти брата. Ни в чем не может быть столько добродетели, как в этом деле». Таким образом, сей великий вселенский учитель явился одним из столпов православного подвижничества и оставил для всех своих потомков неистощимый запас христианской мудрости, в т. ч. и в раскрытии учения о христианской любви.
Данная книга представляет собой сборник изречений святителя Иоанна Златоуста о христианской любви и ее различных проявлениях. Она, как мы искренне надеемся, будет интересна и полезна православным современникам.
Сергей Милов
Господь расположен к милости
Блаженный Давид, живший в городе, управлявши царством и обремененный бесчисленными заботами, был объят любовью Христовою сильнее живших в пустынях. (1, с. 135.)
* * *
Если возведешь очи горе, то Спаситель и ныне поборет пламень и ввергнувших тебя в огонь сожжет, а тебе среди пещи пошлет облако и росу, и дух шумящ (Дан. 3: 50), так что огонь не коснется ни помыслов твоих, ни совести; только ты сам не сожигай себя. (1, с. 78–79.)
* * *
Одарив человека бесчисленными благами, Он [Бог – С. М.] поставил это малое и немощное существо владыкою над таким множеством творений, сделав его на земле тем же, что Сам Он на небесах. Ибо слова: сотворим человека по образу Нашему и по подобию (Быт. 1: 26) означают не что иное, как то, что и человеку дана власть над земным. Сотворив его и поставив в такой чести, Бог назначил ему, как царю, царское, прекраснейшее на всей земле ме-
сто пребывание – рай. Кроме того, желая и другим способом показать ему, насколько он выше прочих тварей, Бог приводит к нему всех животных и повелевает дать всем им имена. (1, с. 143.)
* * *
Однажды подошел сотник к Иисусу и говорит: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Что же Христос? Я приду, сказал Он, и исцелю его (Мф. 8: 6–7). Сотник не смел вести Врача в дом свой; но Промыслитель и Человеколюбец Сам обещал идти к нему, чтобы доставить случай и повод показать нам его добродетель; ибо Христос, зная, что сотник намерен был сказать, обещал прийти, чтобы ты узнал благочестие этого мужа. (2, с. 356.)
* * *
Когда сотворен был весь этот мир и устроено все необходимое для нашего наслаждения и употребления, то Бог создал человека, для которого и сотворил мир. (1, с. 213.)
* * *
Заметь… великое Его [Господа Иисуса Христа – С. М.] попечение о нас. Обращаясь к получающим венцы, Он говорит: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира; а осуждаемым на наказание Он не сказал: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный вам, но: уготованный диаволу. Людям я приготовил Царство, говорит Он, а геенну приготовил не людям, но дьяволу и ангелам его; если же вы вели такую жизнь, что сделались достойными наказания и мучения, то должны сами винить в этом самих себя. (2, с. 342.)
* * *
Христос не обманщик, но Спаситель, Благодетель, Промыслитель и Начальник жизни нашей. (2, с. 405.)
* * *
Если… люди так добры и благосклонны к своим слугам, то гораздо более беспредельная Благость, то есть Бог. (1, с. 119.)
* * *
Он [Господь Иисус Христос – С. М.] многое делал… для научения людей смиренномудрию, об этом послушай далее. Он влил воду в умывальницу, и мало этого, – еще опоясался полотенцем, нисходя до крайнего уничижения; потом начал
умывать ноги ученикам, а вместе с учениками умыл ноги и предателя. (2, с. 349.)
* * *
Когда Бог утешает и касается нашего сердца, тогда сейчас убежит всякая сатанинская печаль. Для того и описаны нам падения праведных, чтобы и добродетельные, и грешники получили от них величайшую пользу… Когда человек утешает нас в печали, мы, по-видимому, и утешаемся на несколько времени, но потом опять впадаем в прежнюю печаль. А когда Бог вразумляет примером других, согрешивших и покаявшихся, и спасшихся, тогда Он делает ясной нам Свою благость, чтобы мы не сомневались в своем спасении, получая верное и надежное утешение. (3, с. 662.)