Этот человек в долгих сумерках татаро-монгольского ига зажёг для всех русских людей солнце надежды. За победу на Куликовом поле его прозвали Донским. Хочешь увидеть грозную сечу былых времён? Тогда идём с нами! Но прежде заглянем в кремлёвский терем. С великим князем Московским Иваном II Красным и его супругой княгиней Александрой Ивановной полюбуемся сыном их Дмитрием. Детище, а все грамоты изучил! Ещё бы! Ведь он из династии Рюриковичей! Его дед – Иван Калита, собиратель русских земель. В их роду Владимир, крестивший Русь, и первые русские святые Борис и Глеб. Дмитрий жадно слушает рассказы взрослых, и его сердце наполняется гордостью за предков, любовью к Богу, предчувствием собственной необыкновенной судьбы. Так оно и вышло.
В девять лет Дмитрий остался сиротой и принял Московское княжество. «Шапка Мономаха» нелегка и для взрослого человека. А тут твой сверстник! Как он справлялся? Ему помогал опытный наставник – митрополит Алексий.
– Как кормчий, идя ветру навстречу, умело волны обходит, так и ты царством своим правь, – учит он княжича.
– Всегда буду на страже земли русской мужественно стоять! – горячо отвечает отрок.
Свои думы поверял Дмитрий двоюродному брату Владимиру, который на Мамаевом побоище получит прозвище Храбрый. А пока юные князья оттачивают воинское искусство. Дают клятву нерушимой верности, которую сдержат и обороняя Москву от литовского князя Ольгерда, и в столкновениях с тверскими недругами, и под сверкавшими, как молнии, татарскими мечами.
Дмитрию было шестнадцать лет, когда на Боровицком холме принялся он возводить белокаменный Кремль – крепость с башнями-бойницами. Вот бы всю Русь оградить от бед нерушимой стеной! А посредине Москва – сильный центр. Ведь от княжеских раздоров слабеет отчая земля. Столько бед она переносит, родимая! Жуткий мор выкашивает целые селения. Литовцы грозят нападением. А страшней всего – степняки. Полтора столетия стонет под татаро-монгольским игом Русь, и кажется, не будет ему конца. Но именно Дмитрий первым из московских князей одержал победу над золотоордынцами. Случилось это в 1378 году на реке Воже.
В тридцать лет Дмитрий возглавил войско, вставшее на пути идущего на Русь с огнём и мечом Мамая. Перед битвой заехал великий князь в Троицкий монастырь к Сергию Радонежскому, духовному отцу своему. Преподобный старец благословил Дмитрия и дал ему в помощь иноков-воинов – Пересвета и Ослябю.
И вот туманным утром 8 сентября 1380 года мы с тобой вступаем на Куликово поле. Лежит оно там, где тихая река Непрядва впадает в могучий Дон. Огромно войско Мамая – тьма. Недаром носит он звание темника. Но кажется, свет проливается от доспехов русских воинов, построенных крестом. Мы видим, как Дмитрий пересел на лучшего коня своего и поехал по полкам со словами:
– Отцы и братья мои! Сражайтесь! За землю русскую! За веру нашу христианскую!
– Не отступим! – клянутся воины.
Дмитрий же снял с себя княжескую одежду и облёкся в простую. Взял копьё, палицу, чтобы и самому сразиться с неприятелем.
«Если умру – с вами, если спасусь – с вами!»
Напрасно русские богатыри уговаривают талантливого полководца стать в стороне, на командирском возвышении. В час кровавой сечи Дмитрий не покинет своих воинов.
Из рядов татар выезжает огромный печенег Кочубей и требует себе поединщика. Навстречу ему без доспехов, в одном монашеском одеянии, мчится на коне Александр Пересвет. Ударились копьями так, что чуть земля не проломилась под ними, и оба скончались. И сошлись две великие силы. Груды тел, такие высокие, что конь не может перепрыгнуть. Воины бьются по колено в крови. И великий князь, израненный, – в первых рядах. Орлиным взором озирает он всё сражение. С болью в сердце видит, что русские ряды поредели. Кочевники стали одолевать.
Но есть для незваных гостей «подарок». В дубраве затаился засадный полк. В нём лучшие воины из свиты князя. А возглавляет их милый брат Дмитрия Владимир. Как соколы на вороньё, ринулись удалые витязи на не ожидавших удара с тыла татар. Их натиск решил исход сражения. Мамай обратился в бегство.
Знаешь, нам бы очень хотелось, чтобы поражённые татаро-монгольские полчища навсегда покинули Русь. Но, увы, так не произошло. Они ещё совершали набеги, разоряли, жгли, уводили в полон. И всё-таки победа была одержана! Впервые Дмитрий Донской передал великое княжение сыну Василию без унизительного разрешения Золотой Орды. Он передал его просто – «как свою отчизну».
«Мало говорил, но много смыслил»
Дмитрий Донской хотел видеть Русь сильной, объединённой вокруг Москвы, сердце которой – белокаменный Кремль. Как всякий талантливый человек, он заглядывал далеко вперёд, в наши дни. Дмитрий Донской с надеждой смотрит на нас из своего времени. А мы с восхищением – на него.
При Дмитрии Донском в Москве была впервые начата чеканка серебряной монеты – раньше, чем в других русских княжествах и землях.