В некотором царстве, в некотором государстве, а просто между небом и землей жила была одна большая и дружная семья. Родители с утра до ночи трудились в поле. Старшие дети за младшими проглядывали, родителям помогали. А вечерами собирались за большим семейным столом, где каждый про дела свои рассказывал, планами делился, совета у старших спрашивал. И всё это с шутками да весельем. А в праздники пекли пироги, пели песни, гостей привечали. Хорошо жили. И вот пришло время собирать урожай да в город на базар везти. Родители в город собрались, а старшие дети за младшими остались присматривать, дом блюсти. Едут дорогой длинною до города и все с шутками да со смехом. Внезапно почернело небо, заволокло всё тучами, полил холодный дождь, налетел злой Ураган. А родители смеются, над непогодой шутят. Рассвирепел Ураган, подхватил их и унёс в своё холодное царство за три девять земель.
Не дождались дети родителей. Поискали, пождали, по горевали, поплакали да делать нечего, жить дальше надо. Старшие взялись вместо родителей дом- хозяйство вести, да младших ростить.
Много ли мало ли времени прошло, а только подросла младшая дочь Марьяша. Каждую ночь ей снились сны про прошлую счастливую жизнь, когда родители были дома и жили они весело и дружно. А просыпалась в слезах от горя- тоски, что в доме после пропажи родителей поселилась.
Вот как- то раз за вечерним ужином и говорит Марьяша:
– Любимая моя семья, я хочу идти родителей поискать. Тошно мне без них жить горе мыкать. Чувствую в себе силы и желание их домой вернуть, где бы они не были! Переглянулись старшие, но, подумав, благословение дали.
Стала Марьяша в путь собираться. Повязала платок, что от матушки остался, взяла чашку с зернышками, да горсть землицы родной, что б силы придавала. Поклонилась братьям, сёстрам, дому родному и пошла в путь дорогу. Долгий и трудный был её путь. Три пары башмаков пришлось износить. Ветер вперёд подгонял, грустные мысли развевал, солнышко и луна днём и ночью дорогу освещали. Устала Марьяша, сил совсем не осталось. Вдруг слышит писк под пенечком.
– Угости моих мышат зернышком, а я тебе что-то хорошее скажу.
Угостила Марьяша мышку, а та и советует:
– К землице родной, что из дома взяла, прикоснись – вот силы у тебя и появятся. Прикоснулась Марьяша к землице – и будто на перинах пуховых целые сутки отдыхала – столько сил и бодрости почувствовала! Поблагодарила Марьяша мышку и дальше пошла. Дошла она до дремучего леса. Кончилась тропинка. Куда же дальше идти? Вдруг слышит тихий голос, совсем слабый:
– Марьяша помоги!
Испугалась Марьяша, но на голос пошла. Смотрит Птица- Краса в силках запуталась и сил уже выбраться нет. Освободиться не может. Освободила её Марьяша, дала зёрнышко, что из дома брала и рассказала про свою беду, куда и зачем она идёт.
– За твою доброту, говорит птица, – что спасла меня не побоялась и последним зернышком поделилась- помогу я тебе! Знаю я где твои родители. Унёс их Злой Ураган в свою пещеру водную, к которой не подступиться ни с воды, ни с суши. И охраняет эту пещеру Ураган пуще глаза своего. Но ты не печалься и не горюй. Я дам тебе своё волшебное пёрышко оно перенесёт тебя к его пещере.
Поблагодарила Марьяша Птицу-Красу, взяла пёрышко и стала легче пушинки. В один миг ветер её домчал до пещеры Урагана Злобного. Гудит гудом земля вокруг пещеры, зорко охраняет её Ураган – птица не пролетит, зверь не прокрадется. Села Марьяша и заплакала. Тут, откуда ни возьмись, выходит из леса медведица. С протянутой лапой к Марьяше идет. Испугалась сначала Марьяша, но видит, что той помощь требуется – заноза огромная в лапе застряла. Вытащила она занозу. Вздохнула медведица с облегчением и говорит:
– Ревела я от боли, а ты мне помогла. Вижу и тебе не сладко. Теперь пришел мой черед тебе помочь.
– Чем же ты мне поможешь? Мне нужно матушку с батюшкой найти, а злой Ураган зорко стережет пещеру.
Засмеялась медведица.
– Да свою помощь ты на плечах носишь! Сними платок да накинь его обратной стороной – в миг станешь невидимой. Ураган тебя не заметит.
Поблагодарила Марьяша медведицу, одела обратной стороной матушкин платок и оказалась в пещере. Холод и страх сковали ее. Живым духом здесь не пахнет. Смотрит, а в глубокой нише, как две статуи матушка с батюшкой стоят. Заколдовал их Ураган. Никого не видят они и не слышат- силу их Ураган забрал. Вспомнила тут Марьяша о землице родной, сколько раз она ей силы возвращала. Посыпала вокруг родителей землицей, очнулись они от колдовства. Увидели дочку обрадовались. Удивляются её красоте да смелости, горюют, как из заточения выбраться.
– Не горюйте, не плачьте, матушка, батюшка, как я сюда зашла, так и назад вместе выберемся.
Накинула на всех платок обратной стороной и незаметными на берегу оказались. Махнула пёрышком – вот он и дом родной. Счастью детей и родителей конца не было! Снова всё вместе. Снова смехом да песнями дом наполнился. А Марьяше особый почёт и уважение.
Как Мирофан Царю здоровье вернул
В некотором царстве, в некотором государстве жил был царь Макар. Строгий был, но справедливый. Подчинённых не баловал, но и в обиду не давал. И было у него три сына Горлопан, Злопыхан и Мирофан. Детей царь любил, баловал, няньки, мамки уму- разуму их учили.
Время бежит. Вот уже и старшие сыновья подросли. Кажется, что живи да радуйся. Только напала на царя Макара Немощь. Утром встать не может – ноги идти не хотят. Опечалился царь. Как быть? Как государством с опочивальни управлять? Только приснился однажды ему сон, что за высокими горами, за синими морями, ни на небе, на земле растёт волшебная одолень – трава. Выпьешь настоя этой травы, да в баньке с этой травкой попаришься и немощь, как рукой снимет- снова станешь здоровым, да сильным. Проснулся царь, рассказал про свой сон. И решил послать старших сынов за волшебной травой. Снарядил их в дорогу- дал по коню резвому, запас еды и благословил в путь. Не очень хотелось Горлопану да Злопыхану ехать за три девять земель, да по перечить отцу не смогли. Долго ли коротко ли ехали, а только показался впереди их шатёр расписной. А вокруг шатра- веселье, пляски. Зазывают братьев в шатёр отдохнуть с дороги. Хозяйка шатра Светлоликая Краса вина гостям наливает, песнями волшебными убаюкивает. За песнями да угощениями забыли братья куда и зачем ехали